Гесиод
Гесиод
Перевезенцев С. В.
Гесиод
- личность историческая. Он жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от г.
Фивы). Он автор двух поэм - "Труды и дни" и "Теогония".
Первая поэма посвящена в большей степени морально-этическим вопросам, ибо
основное содержание ее - наставление Гесиода своему непутевому брату Персу.
Вторая поэма - "Теогония" - заключает в себе повествование о
происхождении богов.
По
сути дела, Гесиод систематизатор известных ко времени его жизни древнегреческих
мифов. Не являясь их автором, Гесиод одним из первых записал мифы и придал им
некую логическую стройность.
Боги,
представленные в "Теогонии" живут совершенно реальной жизнью - они
враждуют друг с другом, любят друга друга, ненавидят, они интригуют, борются за
власть. Это мощные мифологизированные силы природы, которые в зависимости от
своих желаний управляют миром.
В
основе мифотворчества Гесиода лежит идея о четырех мифических первоначалах из
которых происходят впоследствии и все боги, и сам мир. Хаос, Гея, Эрот и Тартар
- они возникли как бы сами по себе. Хаос - это бесконечная бездна, первичное
бесформенное состояние мира. От него ведут свое происхождение Эреб (Мрак) и
Ночь.
Гея
(Земля) - породительница Урана (Неба), в браке с которым она впоследствии
рождает титанов, киклопов и гекатонхейров (сторуких). От титанов Кроноса и Реи
рождается главный бог Олимпа - Зевс, который в борьбе со своими родителями
занимает божественный трон.
Эрот
(Любовь) - это всевластная мировая сила, способная "расслаблять члены"
и богов, и людей.
Тартар
- своего рода Аид для богов, "туманный" и ужасный, ибо его страшатся
даже сами боги.
Рассказав
о первоначалах, Гесиод раскрывает в дальнейшем уже взаимоотношения богов
Олимпа.
"Теогония"
Гесиода, как и поэмы Гомера, стала закономерным и важнейшим этапом в развитии
мировоззрения древних греков. Не имевшие священных книг, таких как Тора у
древних евреев, Библия у последующих христиан, древние греки в поэмах Гомера и
Гесиода находили ответы на вопросы о том как произошел мир. Произведения
Гесиода были крайне почитаемыми во всей Древней Греции, а сам Гесиод считался
одним из великих мудрецов, наряду с Гомером и Орфеем.
Из "Теогонии"
Публикуется
по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.34-36. Перевод А.В.
Лебедева.
[Музы],
которые некогда научили Гесиода прекрасной песне,
Когда
он пас овец у подножия священного Геликона.
Вот
какое слово рекли ко мне перво-наперво богини,
Олимпийские
Музы, дочери Зевса Эгиоха:
"Пастухи
деревенские, срамники дрянные, одно брюхо!
Мы
умеем говорить много лжи, похожей на правду,
А
когда захотим, умеем глаголить истину".
Так
сказали сладкоречивые дочери великого Зевса,
И
дали мне жезл, сорвав ветвь зеленеющего лавра,
Загляденье,
и вдохнули в меня вещий глагол,
Чтобы
славил я что будет и что было,
И
велели мне воспевать род блаженных, вечно сущих богов,
А
самих их петь всегда в начале и в конце.
[...]
Радуйтесь,
чада Зевса, и даруйте вожделенную песнь,
Славьте
бессмертных священный род вечносущих,
Тех,
что родились от Земли и звездного Неба,
И
от темной ночи, и тех, кого вскормило соленое Море.
Скажите,
как родились вначале боги и земля,
И
реки, и беспредельное море, бушующее волнами,
И
сверкающие звезды, и широкое Небо - горе,
И
как распределяли богатство, и как разделили почести,
И
как впервые заняли складчатый Олимп.
Об
этом скажите мне, Музы, чьи жилища на Олимпе,
С
самого начала и скажите, что из них возникло первым.
-
Перво-наперво возник Хаос (Бездна), а затем
Широкогрудая
Гея (Земля), прочное седалище навек
Всех
бессмертных, живущих на вершине снежного Олимпа,
И
Тартар туманный в недрах широкодорожной Земли,
И
Эрос (Любовь) - прекраснейший среди бессмертных богов,
Расслабляющий
члены всех богов и всех людей
Покоряет
он разум и соображение в груди.
Из
Хаоса родились Эреб (Мрак) и черная Ночь,
А
от Ночи произошли Эфир и Денница,
Которых
она родила, зачав от Эреба в любовном совокуплении.
Земля
сначала родила равное себе
Звездное
Небо (Урана), чтобы оно покрыло ее повсюду,
И
да будет блаженным богам прочным седалищем навек,
Родила
и высокие Горы - прелестные обиталища
Богинь-Нимф,
которые живут в ущелистых горах,
Еще
родила бурно волнующуюся неистощимую пучину
-
Море, [все это] - без вожделенной любви. А потом,
Разделив
ложе с Небом, родила глубоководовертного Океана,
Кея
с Крием и Гипериона с Япетом,
Тейю
с Реей и Фемиду с Мнемосиной,
Златовенчанную
Фебу и обворожительную Тефию...
[...]
[Титанов
связали и низвергли]
Столь
глубоко под землю, насколько небо [отстоит] от земли:
Ибо
столько же и от земли до туманного Тартара.
И
впрямь, падая с неба девять дней и [девять] ночей,
Медная
наковальня на десятый достигла бы земли.
Равное
[расстояние] и от земли до туманного Тартара:
Падая
с земли девять ночей и [девять] дней,
Медная
наковальня на десятый достигла бы Тартара.
Его
окружает медная ограда, а вокруг нее - ночь
В
три ряда разлита вокруг шеи; сверху же -
Корни
земли и неистощимого моря.
Там,
под туманною мглою, сокрыты боги Титаны
По
решению Зевса тучесобирателя
В
месте гнилостно-затхлом, на крайних пределах чудовищной Земли.
Оттуда
не выйти: Посейдон закрыл [выход] дверьми
Медными,
стена сооружена с обеих сторон.
Там
обитают Гиг, Котт и отважный Обриарей,
Верные
стражи Зевса Эгиоха.
Там
и темной Земли и туманного Тартара,
И
неистощимого моря, и звездного Неба,
-
Всех подряд - находятся истоки и концы
Страшные,
затхло-гнилые, они внушают жуть даже богам:
Бездна
великая, даже и за целый год, [падая],
Не
достигнет дна тот, кто вошел в ворота,
Но
страшная буря за бурей будет носить его туда и сюда,
Даже
бессмертным богам страшно
Это
чудо.
[...]
Там
блестящие врата и медный порог,
Непоколебимо
укрепленный длинными, непрерывными корнями,
Самородный,
а спереди [от них], отдельно от всех богов,
Обитают
Титаны, по ту сторону темного Хаоса.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|