Германик
Германик
Германик
был старшим сыном Друза Старшего и Антонии Младшей. В 4 г. по приказу Октавиана
Августа он был усыновлен своим дядей Тиберием и стал именоваться Германик
Цезарь, или Германик Юлий Цезарь. «Всеми телесными и душевными достоинствами
Германик был наделен, как никто другой; ему были присущи редкая красота и храбрость,
замечательные способности к наукам и красноречию, беспримерная доброта, горячее
желание и удивительное умение снискать расположение народа и заслужить его.
Врага он не раз одолевал врукопашную. Выступать с речами в суде он не перестал
даже после триумфа. Среди памятников его учености остались даже комедии,
написанные им по-гречески.
Он
пожал обильные плоды своих превосходных качеств. Родные так уважали и ценили
его, что сам Август долго колебался, не назначить ли его своим наследником и,
наконец, велел Тиберию его усыновить. А народ так любил его, что когда он
куда-нибудь приезжал или откуда-нибудь уезжал, то из-за множества встречающих
или провожающих даже жизнь его иногда бывала в опасности; когда же он
возвращался из Германии после усмирения мятежа, то все преторианские когорты
выступили ему навстречу, хотя приказано было выступить только двум, а народ
римский без разбора сословия, возраста и пола высыпал встречать его за 20 миль»
(Свет. Кал. 3-4).
Любовь
к Германику была столь велика, что в 14 г. после смерти Августа все легионы
предложили ему верховную власть, но он отказался, не желая идти против Тиберия,
своего дяди и отчима. Верность долгу Гер-маник ставил превыше всего и никогда
ни в малейшей степени не был рабом честолюбия.
Германик
проявил себя как превосходный полководец и дважды был удостоен почетного титула
императора.
С
13 г.
Германик был главнокомандующим восьми легионов, стоявших на берегах Рейна, его
популярность среди воинов и успехи в Германии были столь значительны, что
вызвали зависть Тиберия. Для окончательной победы над германцами нужна была еще
одна летняя кампания, однако Тиберий в 18 г. под разными благовидными предлогами
отозвал Германика и отправил его воевать на Восток.
В
19 г.
Германик в возрасте 34 лет пал жертвой козней со стороны наместника Сирии Гнея
Кальпурния Пизона и его жены Планцины. Германик был отравлен медленно
действующими средствами. Перед смертью он сказал: «Если бы я уходил из жизни по
велению рока, то и тогда были бы справедливы мои сетования на богов,
преждевременной смертью похищающих меня еще совсем молодым у моих родных, у
детей, у отчизны; но меня злодейски погубили Пизон и Планцина, и я хочу запечатлеть
в ваших сердцах мою последнюю просьбу: сообщите отцу и брату, какими горестями
терзаемый, какими кознями окруженный, я закончил мою несчастную жизнь еще
худшей смертью» (Тац. Анн. II, 71).
Германик
пользовался всеобщей любовью, поэтому его кончина вызвала в народе не только
великую скорбь, но и гнев на несправедливость богов.
«В
день, когда он умер, люди осыпали камнями храмы, опрокидывали алтари богов,
некоторые вышвыривали на улицу домашних ларов (лары – божества дома), некоторые
выкидывали новорожденных детей1. Даже варвары, говорят, которые воевали между
собой или с римлянами, прекратили войну, словно объединенные общим и близким
каждому горем; некоторые знатные варвары отпустили себе бороду и обрили головы
женам в знак величайшей скорби; и сам царь царей (Артабан III парфянский)
отказался от охот и пиров с вельможами, что у парфян служит знаком траура. А в
Риме народ, подавленный и удрученный первой вестью о его болезни, ждал и ждал
новых гонцов; и когда, уже вечером, неизвестно откуда вдруг распространилась
весть, что он опять здоров, то все толпой с факелами и жертвенными животными
ринулись на Капитолий и едва не сорвали двери храма в жажде скорее выполнить
обеты; сам Тиберий был разбужен среди ночи ликующим пением, слышным со всех
сторон:
Жив,
здоров, спасен Германик: Рим спасен и мир спасен!
Когда
же, наконец, определенно стало известно, что его уже нет, то никакие обращения,
никакие постановления не могли унять народное горе, и плач о нем продолжался
даже в декабрьские праздники (17, 18 и 19 декабря праздновались Сатурналии).
Славу умершего и сожаление о нем усугубили ужасы последующих лет, и всем не без
основания казалось, что прорвавшаяся вскоре свирепость Тиберия ранее
сдерживалась только благодаря уважению к Германику и из страха перед ним»
(Свет. Кал. 5-6).
Урну
с прахом Германика привезли в Рим и совершили торжественный обряд погребения,
на котором, однако, не присутствовали ни Тиберий, ни Ливия.
Как
пишет Тацит, «все хорошо знали, что Тиберий обрадован смертью Германика и с
трудом это скрывает. Тиберий и Ливия не появились перед народом, то ли считая,
что унизят свое величие, предаваясь горю у всех на виду, то ли боясь обнаружить
свое лицемерие под столькими устремленными на них взглядами» (Тац. Анн. III,
2-3).
Антония
Младшая, мать Германика, тоже не была на похоронах. В Риме ходили слухи, что ее
не пустили Тиберий и Ливия, дабы всем казалось, будто они сами остались во
дворце только ради того, чтобы ее утешать.
«Тиберий,
чтобы пресечь толки в народе, напомнил ему особым эдиктом (официальным
заявлением), что множество прославленных римлян отдало жизнь за отечество, но
ни о ком не сокрушались столь безутешно, как о Германике. Это было бы великою
честью и для него, и для всех, если бы соблюдалась должная мера. Но мужам,
занимающим высокое положение, и народу-повелителю не пристало уподобляться
рядовым семьям и малым общинам. Правители смертны – государство вечно. Поэтому
пусть они возвращаются к повседневным занятиям и не отказываются от
развлечений, так как скоро будут даны театральные представления в честь Великой
Матери Богов (этот культ пришел в Рим из Малой Азии)» (Тац. Анн. III, 6).
Против
Пизона и Планцины был возбужден судебный процесс, в ходе которого Пизон
покончил с собой, а Планцина помилована благодаря заступничеству Ливии. Однако
ненависть римлян к Планцине была столь велика, что ей пришлось покончить с
собой после смерти Ливии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fedor/01.php
|