Георг Брандес
Георг Брандес
В. Фриче
Брандес
Георг (Georg Brandes, 1842–1927) — датский критик, историк литературы и
публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала
право, потом «посвятил свои силы исключительно философии и эстетике» (из
автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше которого в своих
философских взглядах не пошел.
С
1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе,
где познакомился с Миллем (сочинение которого «О подчинении женщины» до этого
перевел на датский яз.) и с Тэном , последователем которого он себя считал; в
1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт.
под названием «Главнейшие течения европейской литературы XIX в.» (точнее,
первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз. Лекции имели
шумный успех; направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со
стороны правых обвинение против него в потрясении «основ семейных и
государственных».
Агитация
против Б. реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был
забаллотирован как профессор литературы при Копенгагенском университете. Бросив
в лицо своим противникам памфлет «Моим врагам», Б. уехал в Германию, где
написал 5-й т. своих «Главнейших течений».
Вернувшись
в конце 80-х гг. в Копенгаген, Б. открыл частный курс о датской литературе,
чтение которого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б.
от либерализма к философии Ницше, которого
он пропагандировал в своих лекциях (повлияв между прочим на Стриндберга как автора «Чандала» и «На шхерах»). Своими
статьями и публичными выступлениями Б. оказывал значительное влияние на
новейшую скандинавскую литературу.
Считая
себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к
построению истории литературы без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву .
Описывая метод последнего, Б. характеризует свой собственный
литературоведческий метод: «Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого
их возникновения (!): за лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал
современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного
произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из которого
оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его».
Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных
фактов как фона для психо-биографической конструкции писателя.
Один
из его критиков правильно отмечает: «Более всего Б. интересуется личностью того
или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь
настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой
личности. Для него литературу составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а
их авторы». В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его
монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киркегоре, Вольтере и др., но даже в
конечном счете и его «Главнейшие течения». В особенности характерен в этом
отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании
произведений картину психической жизни и развития поэта, которым он считает
актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь которого по иным документам
нам совершенно неизвестна.
Портретно-биопсихологический
метод Б. переплетается у него с публицистическим подходом к толкованию
писательского творчества, в особенности в «Главнейших течениях», где он
выступал убежденным ратоборцем за идеалы либерализма, слегка окрашенные в
радикальный цвет. Портретист, публицист, Б. вместе с тем по своим приемам
изложения и письма — художник больше, чем ученый: блестящий словесный стиль,
склонность к сравнениям, к лирическим отступлениям, к автобиографическим
экскурсам и т. д. — таковы характерные черты его письма. Кроме указанных выше
капитальных трудов, Б. написал множество статей о всех почти скандинавских
авторах, а также о многих французских, немецких и русских писателях (о
Тургеневе, Достоевском, Толстом, Горьком). В конце 80-х гг. Б. — почетный член
Общества любителей российской словесности — был в Петербурге и в Москве, где читал лекции
(между прочим о Тэне). Против русского царизма с его погромной политикой Б.
направил книгу, в царской России не допущенную. На исходе войны 1914–1918 Б.
подписал известный манифест «Clarté». В послевоенную эпоху выступил
критиком версальского договора и защитником Советской России.
Список литературы
I.
На русск. яз. собр. сочин. Б. в 20 тт. было предпринято в 1906–1914 в
Петербурге издание его сочин.,
предпринятое Фуксом в 1902, в 12 тт., (ред. Лучицкой) искажено цензурой.
Автобиография Б. (в сокращенном виде) — в «Русской мысли», № 8, 1907.
II.
Соловьев Е. (Андреевич), Предисловие к «Литературе XIX в. в ее главнейших
течениях», изд. Павленкова, СПБ., 1895
Hansson O., Das junge Skandinavien,
Dresden, 1891.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|