Ганди Мохандас Карамчанд
Ганди Мохандас Карамчанд
Ганди Мохандас Карамчанд
(Махатма) (1869-1948). Вождь буржуазной индийской партии Конгресс, известный
из-за своей борьбы за независимость Индии от Великобритании. Настаивал на методе
ненасильственного гражданского сопротивления. Был убит индусским фанатиком
вскоре после независимости.
***
ГАНДИ Мохандас Карамчанд
(1869-1948), один из лидеров индийского национально-освободительного движения,
его идеолог (см. Гандизм). По образованию юрист. В 1893-1914 жил в Юж. Африке.
В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный
конгресс. Ганди непосредственно руководил борьбой за независимость. После
завоевания Индией независимости (1947) и раздела ее на два государства
(Индийский Союз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских
погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозван в
народе Махатмой («Великой душой»).
***
Ганди
Мохандас Карамчанд
(2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей
национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной
под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди
был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где
строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на
формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в
Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914
служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди
возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя
мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским
индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной
Африке Ганди выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой.
Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал
санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному
признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он
рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что,
по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.
В этот период Ганди познакомился с трудами Л.Толстого, который оказал на него
большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину
(январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и
вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения
Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914-18 в
Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и
колонизаторами, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди и его
последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами
к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал
исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны
революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал
разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта
позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный
конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Национальный конгресс под
руководством Ганди превратился в массовую национальную организацию,
пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное
движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной
популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
Ганди идеализировал
патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии.
Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной
промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в
которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения
трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной
зависимости.
Ганди боролся против
всех проявлений английской политики и "разделяй и властвуй", против
разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст. В период подъёма
национально-освободительного движения в Индии (1919-22) Ганди возглавил
кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в
феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Ганди
прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура
по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников
демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28
Ганди сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение
ручного прядения и ткачества. В годы нового подъёма антианглийского движения
(1929-33) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной
против правительственной соляной монополии ("Соляной поход"). В 1931
Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому
Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Ганди соглашался представлять
конгресс на конференции "Круглого стола", а вице-король обязался
освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской
буржуазии. В сентябре 1934 Ганди заявил о выходе из Национального конгресса, но
фактически Ганди оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.
Ганди неоднократно
подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922-24, 1930-31, 1942-44),
в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки. Голодовки Ганди вызывали
большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли
правительство идти на уступки.
В 1942, во время 2-й
мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать
национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических
настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг:
"Вон из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия
сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма
массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией
независимости (1947), Ганди осуждал революционные выступления (в т.ч. и
восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Ганди выступал
против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и
мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии
на два государства Индию и Пакистан. Ганди выступал с призывом к единению
индусов и мусульман. 30 января 1948 Ганди был убит членом индусской
шовинистической организации.
Большая Советская
Энциклопедия - http://www.rubrikon.ru/bse_1.asp
***
ГАНДИ, МОХАНДАС
КАРАМЧАНД (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869-1948), основатель независимой Индии.
Родился в Порбандаре (ныне Гуджарат) 2 октября 1869. Его отец Карамчанд Ганди
принадлежал к индусской касте банья торговцев и некоторое время был диваном
(главным министром) княжества Порбандар, а затем княжества Раджкот. В возрасте
семи лет Ганди был помолвлен, а в тринадцать женился на Кастурбай Маканджи.
Получив образование в Индии, в 1888 уехал в Англию, где изучал право.
Возвратившись в Индию в 1891, занялся юриспруденцией. В 1893 отправился в Южную
Африку в качестве юриста расположенной там индийской фирмы. Вскоре Ганди
добился успеха и как адвокат, и как политический деятель. Основал несколько
ашрамов - духовных коммун, одна из них, под Дурбаном, называлась Феникс-фарм,
другая, около Йоханнесбурга, - Толстой-фарм. В 1894 Ганди организовал Индийский
конгресс в Натале, с 1904 выпускал еженедельную газету. Пытаясь противостоять
дискриминации индийцев, в 1906 провел кампанию гражданского неповиновения.
Разработанную им тактику сопротивления Ганди назвал "сатьяграха". За
проведение кампаний сатьяграхи его часто арестовывали - в ноябре 1913 трижды за
четыре дня, когда он возглавлял марш 2000 индийских шахтеров из Наталя в
Трансвааль. Демонстрация была прекращена по соглашению с Я.Смэтсом, в то время
министром обороны Южно-Африканского Союза. В июле 1914 Ганди покинул Южную
Африку.
Вернувшись в Индию,
Ганди основал новый ашрам близ Ахмадабада. Тогда же, в 1918, провел первую
голодовку. Когда в 1919 англичане провели законы Роулетта, продлившие срок
действия ограничений, касавшихся гражданских свобод индийцев, Ганди объявил
первую всеиндийскую сатьяграху. Тысячи жителей страны выразили свой протест, не
прибегая к насилию, но во многих местах происходили массовые уличные
беспорядки. Англичане прибегли к репрессиям, завершившимся побоищем в
Амритсаре, где из пулеметов была расстреляна толпа индийцев и погибли 379
человек. События в Амритсаре превратили Ганди из сторонника Британской империи
в ее решительного противника.
Вторую всеиндийскую сатьяграху
Ганди начал в 1920. Вскоре он призвал соотечественников бойкотировать
британские текстильные товары и производить собственные ткани на ручных
станках. В 1922 его арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и
приговорили к шести годам заключения (освобожден в 1924).
Ганди не ограничился сатьяграхой,
выдвинув т.н. конструктивную программу. Проводил энергичные кампании: против
неприкасаемости и за мусульмано-индусское единство, за права женщин, подъем
начального образования, запрещение алкогольных напитков, внедрение правил
личной гигиены. В 1929 конгрессисты объявили 26 января Днем национальной
независимости, и Ганди возглавил третью всеиндийскую сатьяграху. В следующем
году выступил с протестом против повышения налога на соль.
В 1931 Ганди отправился
в Лондон на вторую конференцию "Круглого стола", где обсуждалось
политическое будущее Индии. Встретился со многими старыми друзьями, в том числе
с английским публицистом К.Ф.Эндрюсом и французским писателем Р.Ролланом. В
начале 1932 был подвергнут очередному тюремному заключению. В течение шести
дней Ганди не принимал пищи в знак протеста против политики в отношении каст
неприкасаемых. В 1933 голодовка длилась уже 21 день. Ганди освободили из тюрьмы
в самом начале голодовки, чтобы не допустить обвинений в адрес английских
властей в случае его смерти. Активной политической деятельностью стала
заниматься и его жена Кастурбай, которая на протяжении двух лет шесть раз
подвергалась арестам. В 1936 Ганди перенес свой ашрам в Севаграм (Центральная
Индия), где продолжил издание еженедельной газеты.
В 1942 партия Индийский
национальный конгресс приняла резолюцию Уходите из Индии, и Ганди стал лидером
последней всеиндийской кампании сатьяграхи. Вместе с женой был арестован и
заключен в тюрьму в Пуне. В феврале 1943 предпринял 21-дневную голодовку, на
следующий год его жена умерла в тюрьме. Сильно пошатнулось и здоровье самого
Ганди. В мае 1944 он был освобожден из заключения.
В августе 1946 Неру
получил от англичан предложение сформировать правительство, что заставило
лидера Мусульманской лиги Джинну объявить о Дне прямых действий, а это, в свою
очередь, вызвало столкновения между индусами и мусульманами. В ноябре Ганди
обошел пешком Восточную Бенгалию и Бихар, призывая к прекращению беспорядков.
Решительно возражал против раздела Индии.
15 августа 1947, когда
произошло официальное отделение Пакистана от Индии и страны объявили о своей
независимости, Ганди провел голодовку, чтобы выразить свое горе и попытаться
приостановить столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Через
несколько месяцев после своего 78-го дня рождения, 12 января 1948, Ганди начал
свою последнюю голодовку, которая продолжалась пять дней. Ежедневно Ганди
проводил коллективную молитву в саду у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. Был убит
фанатиком-индуистом по пути на молитву 30 января 1948.
Собрание сочинений Ганди
составляет 80 томов, включая автобиографию "Моя жизнь" (The Story of
My Experiments with Truth, 1927), тысячи статей и огромное количество писем.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://hrono.rspu.ryazan.ru/
|