Франк Ведекинд
Франк Ведекинд
И. Анисимов
Ведекинд
Франк (Frank Wedekind, 1864—1918) — немецкий писатель, сын врача, составившего
себе состояние рискованными аферами в Америке, и певицы. В. — представитель литературной
богемы; жизнь его полна скитаний, приключений и борьбы. Он был одним из поэтов,
устроивших в 1911 в Мюнхене литературное кабарэ под названием «Elf
Scharfrichter» (Одиннадцать палачей). Начав свою театральную карьеру с
декламации собственных стихов в этом кабарэ (стихи и новеллы В. изданы в
сборнике «Fürstin Russalka» и во многом отразили влияние Ж. Ришпена в его
«Blasphèmes»), Ведекинд в 1904 становится актером Рейнгардтовского
театра в Берлине, где выступает в своих пьесах. Последние неоднократно признаются
безнравственными буржуазной юстицией.
Уже
в первых произведениях В. — «Молодой мир» (Die Junge Welt, 1889) и «Пробуждение
весны» (Frühlingserwachen, eine Kindertragödie, 1891) — наметились
основные линии его последующего творческого пути. Художник поставил в центре
своего внимания проблему пола. В «детской трагедии» (подзаголовок «Пробуждения
весны») он с мучительной напряженностью рассказал о первой встрече молодого
поколения с «загадками» пола. В дальнейшем В. написал целый ряд очень ярких
драм, имеющих своим содержанием все ту же проблему пола и связанные с ней вопросы брака и семьи. Наиболее выразителен и
типичен для В. цикл «Лулу», состоящий из драм: «Дух земли» (Erdgeist, 1895) и
«Ящик Пандоры» (Die Büchse der Pandora, 1904). В этих драмах со всей
полнотой выявлено творческое лицо В. Власть пола для него — ось всей мировой
жизни. Он показывает жизнь как страшный зверинец, как кошмар, в котором
различимы лишь одни законы — законы пола. Лулу — воплощение этой страшной и
судорожной стихии, образ женщины-самки, властвующей над миром. Драмы В. отнюдь
не эротичны. Этот художник представлял себе слепую стихию пола как некий
суррогат общественной системы, как символ этого мира; вот почему с такой
необычайной серьезностью и строгостью, с такой беспощадной откровенностью
рассматривал В. проблемы пола. Создавая свои кошмарные изображения, он, в
сущности, давал картины действительности, преломленной сквозь очень
своеобразное и капризное восприятие. Ведекинд был художником мелкобуржуазного
класса, терявшего свое место в капиталистическом обществе, он оценивал
капиталистическую действительность как нелепую, лживую и безобразную
общественную систему. Но он не хотел и не умел бороться против этой ненавистной
системы. Он остался глубочайшим пессимистом, скептиком, не видящим никакого
выхода. На этой почве и выросли мрачные драмы В., ставящие пол и его слепые
законы во главу угла, дающие очень выразительную и необычайно терпкую картину
распада и загнивания буржуазного мира. Драмы Ведекинда, имеющие своей
единственной темой пол, являются, в сущности, социальными документами большой
убедительности. В драме «Цензура» (Zensur, 1907), представляющей откровенную и
страстную исповедь художника, очень ярко выражено, с одной стороны, его
уничтожающее презрение к миру действительности, а с другой — его беспомощность,
растерянное смятение перед лицом законов и традиций этого мира. Трагическая
обреченность художника обнажена здесь с чрезвычайной резкостью. Иногда В.
поднимался и до открытого, резкого осуждения буржуазной действительности. В драме
«Музыка» (Musik, 1906) он дает совершенно реальную бытовую картину, вскрывая
всю фальшь буржуазных законов об аборте. С большой резкостью он ставит вопрос о
ханжестве буржуазной морали в драме «Пляска мертвых» (Todentanz, 1905). В
прозаической книге «Mine-Hoha» (1900) В. дал очень интересную, своеобразную
утопию о воспитании красивого и гармонического молодого поколения. Это
единственный случай, когда Ведекинд позволил себе увлечься несбыточными
иллюзиями. Вообще же на протяжении своего творческого пути он с крайней
настойчивостью разрабатывал свою основную тему о кошмарном и отвратительном
облике мира. С необычайным искусством показывал В. этот уродливый и нелепый буржуазный мир,
разлагающийся и отравленный, с уничтожающей иронией он разоблачал его убожество,
с глубочайшим пессимизмом он констатировал безвыходность тупика, в который
зашла буржуазная современность. Тему пола он превратил в универсальное средство
изображения буржуазной действительности, отталкивавшей его своим безобразием. В
этой капле он сумел сосредоточить огромнейшее социальное содержание.
Кроме
уже указанных пьес В. заслуживают упоминания: «Маркиз Кейт» (Marquis von
Keith), «Такова жизнь» (So ist das Leben), «Hidalla», «Любовный напиток»
(Liebesgetränk), комедия «Придворный певец» (Der Kammersänger).
В.
был современником немецких натуралистов, но его творчество ни в чем не
соприкасалось с этим направлением. Только после войны, когда в литературе с
необычайной яркостью проявились настроения кризиса, когда в Германии возникло
упадочное и болезненное искусство экспрессионизма, В. получил свое настоящее
признание. Экспрессионисты увидели в В. своего предшественника и учителя.
Особенно ощутимо влияние В. на экспрессионистскую драму. Последнее десятилетие
его творчества не отмечено созданием произведений, которые внесли бы что-нибудь
новое и значительное в его творческий опыт. Мы находим здесь либо перепевы его
ранних вещей (такова, напр., посвященная проблемам семьи и брака трилогия
«Замок Веттерштейн» (Schloss Wetterstein)), либо такие явно слабые вещи,
свидетельствовавшие о наступлении творческой дряхлости В., как «Бисмарк» (1915)
— драматизация дневников и писем «железного канцлера», или «Геракл» (1917) —
наивная попытка воспользоваться образами героического эпоса.
У
нас В. имел успех в годы общественной реакции, особенно в 1907—1908, в пору
увлечения проблемами пола. Большой интерес вызвала среди упадочнически
настроенной молодежи ранняя пьеса В. «Пробуждение весны», ставившаяся (с
цензурными сокращениями) и на нашей сцене. Некоторые произведения В. выходили
одновременно в разных издательствах. Интерес этот был нездоровый, однородный
увлечению «Саниным» Арцыбашева, «Полом и характером» Вейнингера. Публику
привлекали в пьесах Ведекинда элементы сенсации, скандала, выпады против
традиционной морали, ницшеанский индивидуализм и пессимизм. Социальное
содержание творчества немецкого драматурга осталось чуждо как русскому читателю
того времени, так и писателю, усваивавшему те или иные приемы В. и так или
иначе пытавшемуся подражать ему.
Список литературы
I.
Собр. сочин. Ведекинда в 8 тт., 1912—1919
Собр.
сочин. Ведекинда в русск. перев. M., 1907 (незаконченное). Много пьес Ведекинда
появилось в русск. перев. отдельно в 1907—1908: Пробуждение весны, СПБ., 1908
(другой перев. той же пьесы под назв. «Весенние побеги», СПБ., 1907)
Лулу,
СПБ., 1908
Мина-Гога,
СПБ., 1908
Молодая
жизнь, М., 1908 (или в др. изд. «Молодое поколение») и т. д. Перев. и рассказы
В. (сб. «Княжна русалка», «Фейерверк»).
II.
Фриче В. М., Между трагедией и фарсом, «Современный мир», № 2, СПБ., 1911
Троцкий
Л. Д., Ведекинд, в кн. «Лит-pa и революция», М., 1923
Nieten F., Wedekind, Dortmund, 1908
Kummer, Deutsche Literaturgeschichte
des XIX und XX Jahrh., 2 Bd, Dresden, 1922.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|