Форд Джон
Форд Джон
М. Заблудовский
Форд
Джон (John Ford, 1586—1649) — один из крупнейших английских драматургов
шекспировской плеяды. Юрист по профессии, он получил хорошее классическое
образование в Оксфорде. Дебютировал как поэт, автор поэм, элегий и сонетов
(элегия «Памятник славы» — «Fames Memorial», 1606, и др.). Первые драмы, как
это было обычно в тот период, Ф. написал в сотрудничестве с другими
драматургами: трагедию «Матереубийца» (A late murther of the sonne upon
the mother, зарег. 1624)
совместно с Уебстером, трагикомедию «Бристольский купец» (The bristowe
merchant, зарег. 1624) — с Деккером, с ним же и Роули (Rawley) трагикомедию
«Эдмонтонская ведьма» (The witch of Edmonton, ок. 1621, напеч. 1658); вместе с
Деккером Фордом была написана «маска» «Любимец солнца» (The sun’s darling, A
moral masque, 1624, напечатана 1656).
Первой
самостоятельной пьесой Ф. была трагедия «Меланхолия влюбленного» (The lover’s
melancholy, пост. 1628, напеч. 1629), отличающаяся запутанной и сложной
интригой. Интермедия «Аллегория меланхолии», включенная в пьесу, написана под
влиянием «Анатомии меланхолии» Бартона (Burton), а вся трагедия носит следы
подражания «Гамлету» Шекспира. Следующая трагедия Ф. «Разбитое сердце» (The
broken heart, напечат. 1633) отличается еще более сложной интригой, тремя
переплетающимися сюжетными линиями; пьеса прославляет мужество спартанской
царевны Каталанты.
Теме
ревности посвящена трагедия «Жертва любви» (Loves sacrifice, напечат. 1633), в которой
сказывается сильное влияние шекспировского «Отелло». Лучшей трагедией Форда
является «Жаль, что она развратница» (Tis pity shees a whore», напечат. 1633),
где он с гуманистических позиций оправдывает женщину, греховно полюбившую
своего брата, что приводит к гибели обоих. В исторической хронике «Перкин
Варбек» (The chronicle historie of Perkin Warbeck», напечат. 1634) с большой
художественностью разрабатывается история самозванца Варбека, борющегося против
Генриха VII.
Комедии
Ф. — «Вымыслы целомудрия и благородства» (The fancies, chaste and noble,
напечат. 1638) и «Испытание леди» (The ladies triall, пост. 1638, напечат.
1639) — менее значительны.
Характеры
трагедий Ф. очерчены ярко и сильно; они показывают умение изображать
человеческую психологию. Композиционное мастерство Ф., напряженное действие его
драм позволяют ему занять крупное место в истории английской драмы. Чрезмерная
усложненность интриги, проникновение романтических элементов, отказ от
локализации, сказывающиеся в творчестве Ф., характерны как проявление начавшегося
упадка елизаветинской драмы этого периода.
Список литературы
I. Соч.: The Works, ed. by W. Gifford a. A. Duce, 3
vls, L., 1864, new ed., L., 1895
The best plays, ed. by H. Ellis, L., 1888,
new. ed., 1903
A critical edition of Fords Percin Warbeck, by
M. C. Struble, Seattle (1926)
Dramatic works, ed. by H. de Vocht, v. II,
Louvain, 1927 (продолжает издание: Dramatische Werke in Neudruck, Bd.
I, hrsg. v. W. Bang, Louvain, 1908).
II. Wolff M., J. Ford, Heidelberg
Diss., 1880
Cochnower M. E., J. Ford, в кн.: Seventeenth Century Studies, ed. by R. Shafer, Princeton, 1933, pp.
121—175.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|