Финн Константин
Финн Константин
Финн
Константин Яковлевич (псевдоним Хальфина, 1904—) — беллетрист и драматург. Р. в
Москве, в семье служащего. Учился в реальном училище. Работал в полтавской
газете «Губернские известия» в качестве репортера. Печатается с 1927.
Ранние
произведения Ф. носят на себе отчетливые следы влияния Чехова. В отличие от
дореволюционных писателей Ф. останавливается не только на изображении гнетущего
прошлого, но гл. обр. на противоречии и столкновении старых общественных форм и
отношений с новыми, возникающими в социалистическую эпоху.
В
одном из своих первых больших произведений («Третья скорость», 1930) Ф.
разрабатывает тему коллективизации сельского хозяйства. Борьба партии с
кулачеством, противодействие отсталой части крестьян механизации, организации
посевной кампании и т. д. и т. д. — вот ряд конкретных вопросов, затронутых в
этой повести. Строительству завода, выковыванию психологии нового человека в
процессе творческого труда посвящено другое произведение Ф. («Большие дни»,
1933). Типичны для творчества Ф. такие рассказы, как «Окраина» (переделан в
одноименный сценарий), «Вторая ступень», «Семейная история», в которых
изображена дореволюционная провинциальная
глушь, безрадостное существование обитателей далеких окраин. Реалистический
характер прозы Ф. сочетается у него с пристрастием к гротеску, к сатирической
гиперболе.
Финн
известен также как драматург, как автор комедий. Первая из них «Вздор» (пост. в
театре им. МОСПС в 1934—1935) и следующая «Свидание» (пост. в б. МХАТ втором в
1935) посвящены борьбе с пережитками капитализма в сознании людей нашего
времени, борьбе со «вздорными» представлениями о жизни, любви и ревности, которые
еще живут в сознании многих интеллигентов, противопоставляющих свое индивидуалистическое
«я» «миру», «толпе».
В
«Большой семье» (пост. театром Сатиры в 1936—1937) Ф. продолжает разрабатывать
излюбленную им тему любви и дружбы, а также проблему взаимоотношения «отцов и
детей» в нашу социалистическую эпоху. Взаимная помощь советских людей друг
другу соединяет их в единую семью — таков замысел пьесы. В своей последней
пьесе «Сыновья» (пост. театром им. МОСПС в 1937—1938) Ф. варьирует ту же тему,
останавливаясь на героической работе «сыновей» — молодого летчика и
авиаконструктора и на отношениях их с «отцами». Искусственность
психологического конфликта, положенного в основу пьесы, штампованность
отдельных образов, — все это делает пьесу мало удачной.
Особенностями
драматургических произведений Ф. является прежде всего, так же как и в прозе,
ярко выраженная гротескная струя, а также занимательная интрига, игра острыми
комедийными ситуациями, живой, выразительный диалог.
Список литературы
I.
Мой друг. Повести и рассказы, изд. «Земля и Фабрика», М. — Л., 1930
Колхоз «Заря», Сборник рассказов, изд. «Земля
и Фабрика», М. — Л., 1930 (в серии: «Массовая библиотека ЗиФ»)
Третья скорость, Роман, изд. «Земля и
Фабрика», М. — Л., 1930
Семья. Рассказы, изд. «Огонек», М., 1931 (в
серии: Библиотека «Огонек», № 583)
Большие дни. Повесть, Моск. т-во писателей,
М., 1933
Окраина. Рассказы, ГИХЛ, М., 1933
Семейная история. Рассказы, Моск. т-во
писателей, М., 1933
Василиса. Рассказы, изд. «Молодая гвардия»,
М., 1934
Свидание. Комедия в 3 актах, 8 картинах.
Гослитиздат, М., 1935
Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935
Большая семья. Комедия в 3 актах, 6 картинах,
изд. «Искусство». М. — Л., 1937.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|