Фернан Бродель
Фернан Бродель
А.А. Грицанов
Бродель
(Braudel) Фернан (1902–1985) – французский историк-мидиевист, представитель
школы «Анналов», возглавивший редколлегию журнала «Анналы: экономики, общества,
цивилизации» в 1956. Окончил лицей Вольтера и Сорбонну. С начала 1920-х до середины
1930-х Б. – преподаватель одного из лицеев в Алжире (первая научная статья –
«Испанцы в Северной Африке» – была опубликована в 1928). С 1949 – зав. кафедрой
современной цивилизации в Коллеж де Франс, председатель жюри по защите
диссертаций по истории. Главный администратор созданного по его инициативе
«Дома наук о человеке» (с 1962). Почетный доктор университетов Брюсселя,
Оксфорда, Мадрида, Женевы, Варшавы, Кембриджа, Лондона, Чикаго. Основные
сочинения: «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, Xv-Xviii вв.» (в
3-х томах, 1979, т. 1 был издан в 1967), «Средиземноморье и мир Средиземноморья
в эпоху Филиппа Ii» (1949), «История и социальные науки.
Длительная
временная протяженность» (1958), «Записки об истории» (сборник статей, 1969) и др.
Главными характеристиками понимания истории по Б. выступают определенная
«конфронтация» географии и собственно истории (главный «персонаж» исторического
исследования у Б., как правило, – географический ареал), а также весьма
своеобычная диалектика пространства – времени, находящая свое выражение в идеях
эшелонированности исторической действительности и циклического характера
эволюции общества. Б. полагал правомерным рассмотрение исторической реальности
в разных преломлениях, помещая быстротечные событийно-политические феномены на ее
верхний уровень, долговременные социально-экономические тенденции – на средний,
и, наконец, вневременные природно-географические константы – на нижний.
Теория
о множественности времен в истории (предшественником Б. в которой выступал
Г.Гурвич) постулировала таким образом наличие трех основополагающих типов
длительности, присущих разным уровням исторической реальности:
а)
«время чрезвычайно большой протяженности», протекающее на природном (время
природных ритмов) и макроэкономическом (время экономических структур) уровнях и
«как бы неподвижное»
б)
время больших «циклов» и хозяйственных «конъюнктур» (длящееся в социальной
сфере)
в)
краткое и «нервное» время «короткого дыхания» – время событий. Человеческая
свобода оказывается, по мнению Б., не более чем «пеной» на поверхности «океана»
неподвижных «структур».
Анализируя
в традициях «Анналов» течение «глобальной истории», Б. вычленяет в ее границах
экономическую, социальную, политическую и культурную «системы», включающие в себя
далее ряд «подсистем». По Б., «согласно этой схеме, глобальная история (или,
лучше сказать, история, имеющая тенденцию к глобальности, стремящаяся к тотальности,
но никогда не могущая стать таковой) – это исследование по меньшей мере этих
четырех систем самих по себе, потом в их взаимоотношениях, в их
взаимозависимости, их чешуйчатости». Реконструкция глобальной истории являет
собой у Б. уяснение динамики взаимосвязанных уровней исторической
действительности, которая осуществляется не в форме их единонаправленной,
синхронизированной и равноускоренной эволюции, а представляет неравномерные и смещенные
во времени движения, поскольку каждой исторической реальности свойственен
собственный специфический временной ритм. (Применительно к исследованию
«Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа Ii» Б. отмечал:
«единственная проблема, которую мне нужно было решить, заключалась в том, чтобы
показать, как разные времена движутся с разной скоростью».) Легитимизировав в научном
обороте исторической науки понятие «длительная временная протяженность» (longue
duree), Б. подчеркивал, что главной сферой его исследовательских интересов
является «почти неподвижная история людей в их тесной взаимосвязи с землей, по которой
они ходят и которая их кормит, история беспрерывно повторяющегося диалога
человека с природой... столь упорного, как если бы он был вне досягаемости для ущерба
и ударов, наносимых временем».
Осуществляя
в ставшем классическим исследовании «Материальная цивилизация, экономика и капитализм,
Xv-Xviii вв.» детальный анализ трех пластов экономической жизни человечества
(материальной повседневности, рыночной экономики и капитализма) в их эволюции,
Б. пытался ответить на вопрос, сформулированный в первом издании первого тома
книги в 1967: «...каким образом тот строй, та сложная система существования,
которая ассоциируется с понятием Старого порядка... могла прийти в негодность,
разорваться, как стало возможным выйти за ее пределы... Как был пробит, как мог
быть пробит потолок? И почему лишь в пользу некоторых, оказавшихся среди
привилегированных на всей планете?»
Архитектоника
монументального труда Б. оказывается созвучной его трактовке природы и сущности
общественных процессов, имевших место в данный исторический период. Первый том был
посвящен рассмотрению структур повседневной жизни людей, которые, согласно Б.,
выступали в качестве «правил, которые слишком долго удерживали мир в довольно
трудно объяснимой стабильности». Содержание второго тома демонстрировало
процессы сосуществования и постепенного взаимопроникновения структур рыночной
экономики, с одной стороны, противостоявшей, по Б., «массиву инфраэкономики»,
т.е. материальной повседневной жизни людей (питание, одежда, жилище, техника,
деньги), – с другой. Приметы же капитализма в этот период Б. усматривал в спекулятивных
операциях, торговле на дальние расстояния и процедурах банковских кредитов.
Третий том излагал возможные подходы к проблеме организации истории мира во времени
и пространстве: эксплицировались механизмы чередования (на протяжении пяти или шести
веков) господства определенных экономически автономных регионов планеты
(Венеция, Генуя, Англия и т.д.). Исторические изыскания Б. не только (в
известной степени вопреки «историко-психологическому духу» «Анналов»)
продемонстрировали возможность создания экономически-центрированной, однако при
этом полифакторной истории общества, но и явились образцом сочетания
классических традиций системной философии истории и новаторских интеллектуальных
методик и приемов второй половины 20 в. (См. также «Анналов» школа.)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|