Фаддей Булгарин
Фаддей Булгарин
М.
Клевенский
Булгарин
Фаддей Венедиктович (1789–1859) — известный журналист, беллетрист и критик
20–40-х гг. XIX в. С 1822 по 1828 издавал журнал «Северный архив», с 1823 по
1828 — «Литературные листки» и альманах «Русская Талия», с 1825 по 1857 —
газету «Северная пчела», которая пользовалась монополией помещать политические
известия.
Вместе
с Н. И. Гречем, его соиздателем по газете, Б. долго занимал в журналистике
исключительно привилегированное положение. В политическом смысле Б. представлял
самое отвратительное явление: в молодости довольно близкий человек к некоторым
будущим декабристам, Б. впоследствии прибегал к доносам, стоял в очень близких отношениях к
III отделению, с «отличным усердием» исполнял поручения Бенкендорфа, чем
заслужил глубочайшее презрение в литературных кругах.
Б.
прибегал обыкновенно не к так называемым «литературным доносам», а к доносам в
самом прямом смысле слова, которые он направлял в III отделение,
покровительствовавшее ему и дававшее ему заказы на различные официальные
статьи. Из очень многочисленных доносов Б. можно, напр., отметить его указание
Бенкендорфу на «отчаянный якобинизм» кн. Вяземского, на полнейшую политическую
неблагонадежность Н. Полевого и пр.
Но
чаще всего объектом своих доносов Б. избирал «Отечественные записки», видя в
Краевском опасного конкурента. Он настойчиво, выписками из журнальных статей,
доказывал, что «О. З.» проповедуют «коммунизм, социализм и пантеизм», являются литературным
оплотом революционеров и т. п.
Как
писатель Б. был очень популярен: не лишенный литературных способностей он умел
угадывать вкусы и потребности широких мелкобуржуазных «обывательских» кругов,
от столичных средней руки чиновников и провинциальных помещиков вплоть до грамотной
дворни. При всех отталкивающих свойствах политической и моральной физиономии Б.
его популярность обозначала своего рода демократизацию литературы; Б.
неоднократно выражал симпатии людям «среднего общества», которых
противопоставлял высшему кругу.
Писатель
необыкновенно плодовитый, Б. пользовался самыми разнообразными литературными
формами. Из его романов наибольший успех имел — «Иван Выжигин» (1829),
выдержавший несколько изданий. Продолжением его явился «Петр Иванович Выжигин» (1831).
«Выжигин» вызвал в литературе много пародий — признак успеха.
Кроме
того им написаны — «Посмертные записки титулярного советника Чухина» (1835) и
два исторических романа: «Дмитрий Самозванец» (1830) и «Мазепа» (1834). Цель
«нравственно-сатирических» романов Б. — «дать резкие черты нравов, стараясь
извлечь из них благие последствия, т. е. несколько мудрых правил и нравоучений
для человечества». По своей авантюрной насыщенности, неправдоподобию в общем
изображении русской жизни, дидактически-моральному тону, по манере делить
персонажи на порочных и добродетельных, а также давать героям клички,
соответствующие их свойствам (Законенко, Россоянинов, Вороватин, Беспечин,
Скотенко и пр.), романы Б. вполне примыкают к старой литературной традиции
романа XVIII в.
Тем
не менее поскольку Б. способствовал восстановлению формы романа, в течение
долгого времени вытесненного повестью, он сыграл свою роль. Его романы приучали
читателя, еще неспособного воспринять подлинный реализм, к внешним и
примитивным формам выражения реализма, к романам из русской действительности. В «Иване Выжигине»,
построенном по типу «плутовских романов», фабула искусственна (хотя Б. ставил
себе в заслугу как раз естественность этой фабулы), герои — манекены, сатира
неглубока и шаблонна, но все-таки иногда встречаются верно схваченные детали
русской жизни. Некоторые следы влияния «Ивана Выжигина» можно найти в «Мертвых
душах» Гоголя.
Булгарин
всегда отзывался о «натуральной школе» отрицательно, не сознавая, что
единственная его литературная заслуга заключается в том, что он, хотя очень
грубо и упрощенно, приближался к приемам этой школы. Исторические романы Б.
изобилуют кровавыми эффектами и проникнуты лубочным мелодраматизмом; и Дмитрий
Самозванец и Мазепа в его изображении — невероятные злодеи. В мелких жанрах Б.
был весьма разнообразен; он писал и «картины нравов», и восточные сказки, и
драматические сцены, и путешествия, и даже утопические картины будущего. Больше
всего ценились его небольшие, чисто бытовые изображения («нравы», по литературной
терминологии того времени, приближающиеся к позднейшим «физиологическим
очеркам»). В нравоучительных очерках Б. иногда проявляется известная
наблюдательность — особенно в изображениях столичной мелкоты и населения
«средней руки». Отдельные очерки и фельетоны Б. проникнуты патриотическими и
моральными тенденциями самого низменного уровня. В критических своих статьях Б.
либо обнаруживал искреннее непонимание важных литературных явлений (напр.
творчества Гоголя), либо руководился побуждениями личной вражды и кумовства. В
вопросах грамматики и яз. Б. был пуристом — поклонником правильности школьной
грамматики и врагом обновления литературной лексики посредством
провинциализмов, народных слов, неологизмов и пр. В издательском деле Б. чуть
ли не первый проявил чисто буржуазное уменье сделать из литературы
небезвыгодный вид промышленности.
Список литературы
Лемке
М., Фаддей Б. и «Северная пчела», в книге «Николаевские жандармы и литература
1825–1856», СПБ., 1909
Каратыгин
П., «Русский архив», № 2, 1882
Русский
биографический словарь, т. «Бетанкур-Бякстер», СПБ., 1908
Венгеров
С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, СПБ., 1900
Котляревский
Н., Ник. Вас. Гоголь, СПБ., 1911
Ф(охт)
Ю., Иван Выжигин и Мертвые души, «Русский архив», № 8, 1902
Энгельгардт
А. Н., Гоголь и романы двадцатых годов, «Исторический вестник», 2, 1902
Скабичевский
А., Наш исторический роман в его прошлом и настоящем, Сочин., т. II, СПБ.,
1903.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|