Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During)
А.А. Грицанов
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ
и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875),
«Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и
теория науки» (1878), «Еврейский вопрос» (1881), «Философия действительности»
(1895) и др.
Полагая философию априорным учением о конечных
истинах, стремился создать концепцию «философии действительности», сопряженной
с новым способом мышления. Придавал понятию «сила» статус специфического
жизненного принципа, обусловливающего переход от покоя к движению.
Ощущения и мысль Д. понимал как состояния возбуждения,
активности материи. Д. утверждал конечность Вселенной в пространстве и во
времени, а также делимость материи лишь до определенного предела.
Первоисточником общественной несправедливости, существующей в контексте
соответствующих форм социальной организации, считал насилие.
Комментируя социалистически ориентированную гипотезу
Маркса о том, что частная собственность являет собой «первое отрицание»
индивидуальной частной собственности, основанной на личном труде, а
капиталистическое производство с необходимостью порождает отрицание самого себя
или «отрицание отрицания», Д. писал: «Туманная гибридная форма идей Маркса не
удивит тех, кто знает, какие причуды можно скомбинировать на такой научной
основе, как диалектика Гегеля. Необходимо напомнить, что первое гегелевское
отрицание – понятие первородного греха, второе – возвышенное единство, которое
ведет к третьему – искуплению. Можно ли обосновывать логику фактов на этой игре
в аналогии, взятой напрокат из религии... Господин Маркс остается в туманном
мире своей собственности, одновременно индивидуальной и социальной, оставляя
адептам решить эту глубокую диалектическую загадку».
Полемика Д. и Энгельса, отраженная в книге последнего
«Анти-Дюринг» (1878), сыграла значимую роль в падении распространенности
упрощенных материалистических версий трактовки природы и общества.
В целом не весьма удачная попытка Д. выстроить
корректную и внутренне непротиворечивую философскую теорию, исходя из
материалистических предпосылок, продемонстрировала как историческую
бесперспективность этого пути, так и достаточно высокий уровень потенциальной
полемической защищенности марксизма.
Защищенность доктрины Маркса (наглядно
проиллюстрированная «Анти-Дюрингом») была обусловлена неакадемизмом,
маргинальностью этого учения, а также воинствующим провозглашением им
собственной роли как «интеллектуального освободительного движения», а не
«школы». Стало очевидным, что имманентное преодоление марксовой парадигмы –
удел науки 20 в.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://ariom.ru/
|