Джордж Гершвин (Gershwin)
Джордж Гершвин (Gershwin)
(1898-1937)
"Леди
Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир.
Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы её как уважаемую гостью в
высшее музыкальное сообщество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел
эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта.
Однако нисколько не уменьшил её очарования. Он - принц, который взял Золушку за
руку и открыто провозгласил её принцессой, вызывая удивление мира и бешенство
её завистливых сестер" - так сказал о своём соотечественнике американский
дирижер Уолтер Дамрош.
Джордж
был вторым ребёнком в семье. Он родился 26 сентября 1898 года. Дела у его семьи
шли в то время далеко не блестяще. Гершвины снимали квартиру в деревянном доме
на Снедикер-авеню.
Джордж
вырос на улицах Ист-Сайда. В школе не отличался прилежанием, учился
посредственно и явно не оправдывал надежд матери, мечтавшей видеть детей
школьными учителями. В 1912 году она записала Джорджа в Коммерческую школу. Но
коммерсантом он не стал. Судьба распорядилась по-своему.
Когда
мальчику исполнилось шесть лет, приятели Джорджа - такие же сорванцы, как и он,
- с удивлением стали замечать, что чемпион улицы по конькам время от времени
перестает замечать окружающее. Причина была всегда одна и та же - музыка.
Глубокое потрясение восьмилетнего Джорджа вызвал Макс Розенцвейг, впоследствии
известный в Америке скрипач, сыгравший "Юмореску" Дворжака на
школьном концерте. Полтора часа после концерта ждал Джордж солиста, не обращая
внимания на проливной дождь, а, обнаружив, что тот ушел другим ходом, помчался
к нему домой.
Они
подружились. "Макс открыл для меня мир музыки", - вспоминал
композитор. В доме у Розенцвейга, который был старше Джорджа, он сам научился
играть на фортепиано: подбирал по слуху популярные мелодии.
Можно
себе представить удивление родителей, когда вскоре выяснилось, что Джордж за
короткое время настолько преуспел в игре на фортепиано, что оставил брата
далеко позади. К превеликой радости обоих, было решено, что заниматься музыкой
должен Джордж.
Юному
музыканту довелось испробовать несколько фортепианных "школ". Три
престарелые леди изводили скучными упражнениями. Четвёртый учитель - мистер
Голдфарб - техникой вообще не занимался, а воспитывал своего питомца на попурри
из опер. И только учитель Чарльз Хамбицер оказался именно тем музыкантом, в
котором нуждался Гершвин. Начиная с 1915 года Джордж, по рекомендации
Хамбицера, брал уроки гармонии и оркестровки у виолончелиста и композитора
Киленого.
В
один прекрасный день пятнадцатилетний Джордж предстал перед менеджером
издательства "Ремик и К". Волнуясь, Джордж сел за рояль, не
рассчитывая на успех. Однако, к его удивлению он был принят на должность
пианиста-популяризатора с оплатой 15 долларов в неделю.
"Зачем
ты играешь фуги Баха? Ты хочешь стать концертирующим пианистом?" -
спрашивали коллеги по работе в магазине. - "Нет, - отвечал Джордж, - я
изучаю Баха для того, что бы писать популярную музыку".
В
1916 году Софи Такер - модная певица ревю - заинтересовалась песней Гершвина
"Когда вы захотите" и с успехом исполнила её. Постепенно он
становится известным в музыкальных кругах на Бродвее. В феврале 1918 года
Гершвин встретился с Максом Дрейфусом, возглавлявшим издательство Хармса. Он
предложил композитору работу с оплатой 35 долларов в неделю. О лучшем Джордж в
то время не мог даже и мечтать. Не нужно было сидеть в конторе или разучивать
партии с певцами. Требовалось только одно: сочинять.
Наибольшее
влияние на молодого Гершвина оказал композитор Джером Керн. Именно у Керна
Гершвин учился искусств гармонического и мелодического варьирования, которое
разнообразило музыкальную фразу, делало её гибкой, подвижной.
В
понедельник 9 декабря 1918 года на Бродвее состоялся дебют Гершвина, который
обернулся для него настоящей мукой. Сценическая жизнь ревю закончилась на той
же неделе, в пятницу. Ларчик открывался просто. Продюсер не смог обеспечить
объявленный в афише состав женской труппы, и это решил судьбу ревю.
В
1919-1923 годы Гершвин был автором или соавтором около пятнадцати постановок на
Бродвее. К сожалению, либретто мюзиклов Гершвина были маловыразительны. Из
спектакля спектакль переходили сюжеты, вращающиеся вокруг любви и наживы.
Следующий,
ещё более крутой поворот последовал 1922 году. В течение пяти лихорадочных дней
Гершвин написал одноактную джазовую оперу из жизни негров. Опера называлась
"Голубой понедельник". В целом партитура её оказалась малоудачной.
Однако в ней есть "прозрения" и предвосхищения, получившие дальнейшее
развитие в творчестве Гершвина.
В
1920-е годы имя Гершвина всё чаще стало появляться на страницах газет и
журналов. 6 сентября 1922 года Берил Рубинштейн - известный американский
пианист и педагог - в газетном интервью назвал Гершвина "великим
композитором". "У этого молодого человека есть искра гениальности, -
утверждал он. - Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет им
гордиться..." С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина на 110-й
улице была словно на осадном положении. Настороженная тишина изредка
прерывалась короткими репликами вполголоса. Всюду - на рояле, на столе и даже
на полу - лежали исписанные страницы нотной бумаги. Работали так: Гершвин писал
клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных
импровизаций пианиста. Как только очередная страница была закончена, её брал
Фред Грофе (аранжировшик оркестра Уайтмэна) и оркестровал музыку для джазового
состава. Затем фрагменты музыки поступали во владение Уайтмэна и он репетировал
их со своим оркестром. И, наконец, родилась "Рапсодия в блюзовых
тонах".
Никогда
прежде в Иоулиэн-холле не было столь разношерстной публики, как в тот день 12
февраля 1924 года на концерте, афишированном как "эксперимент в
современной музыке". Поль Уайтмэн с удовольствием и волнением поглядывал
из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов,
Фриц Крейслер, Леопольд Стоковский, Игорь Стравинский, Эрнст Блох...
Программа
концерта была большой и разнообразной. Поначалу "эксперимент" явно не
удавался: публика скучала. В переполненном зале было жарко и душно. Кое-кто
потянулся к выходу. Положение было критическим, когда за рояль сел Гершвин.
Дирижёр
дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (приём не обычный для
этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и
следа. Преобразились и музыканты, заиграли совсем по-другому. Они точно
выворачивали себя наизнанку, делясь эмоциями с неистощимой щедростью, искренне,
от души. Уайтмэн дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы
восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался:
предсказания Уайтмэна о "нокаутирующем успехе" рапсодии полностью
оправдались.
В
рецензиях на "Рапсодию" преобладал панегирический тон. Д. Тэйлор
утверждал, что "Рапсодия" выявила гениальный мелодический дар
Гершвина, "оригинальное чувство гармонии" и "ритмическую
изобретательность". Джазовые элементы были подняты на новый, более высокий
уровень и вошли равноправным слагаемым в мир симфонической музыки. В этом
историческое значение "Рапсодии в блюзовых тонах".
Вскоре
после премьеры Нью-йоркское симфоническое общество, по инициативе Уолтера
Дамроша, заказало Гершвин произведение для оркестра. Композитор избрал жанр
концерта. В первоначальных эскизах новое сочинение значилось как
"Нью-Йоркский концерт", но вскоре автор заменил его название более
привычным "Фортепианный концерт Фа-мажор".
В
день премьеры Гершвин нервничал как никогда. Однако публика приняла концерт с
не меньшим энтузиазмом, чем "Рапсодию".
Сценическая
судьба музыкальных комедий Гершвина складывалась превосходно. Шумный успех
имела премьера спектакля "Первоцвет" в Лондоне. Английское
издательство напечатало партитуру, композитор получил хороший гонорар и
признание за океаном. О том, как принимались мюзиклы Гершвина на Бродвее,
свидетельствуют цифры: "Будьте добры" выдержала 330 "Тип
Тоуз" и "Песня пламени" - по 194, "О Кей!" - 256
представлений.
Вместе
со славой пришла материальная обеспеченность. В 1925 году Гершвины купили пятиэтажный
дом на 103-й улице. Теперь можно было отправиться в Европу. Лондон - Париж -
Вена - таков был маршрут путешествия, которое предпринял Джордж. Путешествие
закончилось летом 1928 года.
Из
поездки по Европе Гершвин вернулся с наброском симфонической поэмы
"Американец в Париже". Полностью новое сочинение было завершено в
ноябре 1928 года. "Американец в Париже" представляет собой фантазию,
объединяющую в себе черты сюиты и симфонической поэмы. Вместе с тем
масштабность разделов, широта развития блюзовой темы, наличие мотивных связей -
все это сближает "Американца" с симфонической поэмой.
Премьера
"Американца в Париже" состоялась 13 декабря 1928 года в Нью-Йоркском
филармоническом обществе под управлением Уолтера Дамроша. Три года спустя
"Американец в Париже" прозвучал в лондонском Квинз-холле. Вскоре
"Американец" вошел в постоянный репертуар многих оркестров мира,
привлёк внимание не только дирижёров, но и балетмейстеров.
В
трудные годы кризиса и последовавшей за ним депрессии в литературе и искусстве
США произошли важные перемены. Гершвин по-своему откликнулся на проблемы,
вставшие перед художниками США. Он написал сатирический мюзикл. "Грянь,
оркестр!" - сатирический памфлет. Гражданственность авторской позиции
привела к публицистичности содержания, расширила средства художественной
выразительности. "Грянь, оркестр!" - первый мюзикл Гершвина, в
котором слово и музыка выступают на равных началах.
В
трёх последующих работах Гершвин на время отошёл от сатиры. Мюзикл
"Безумная девушка" (премьера 14 октября 1930 года) стал событием в
театральной жизни Нью-Йорка вопреки слабому либретто.
И
вновь Гершвин переключается на "серьезный" жанр. 23 мая 1931 года он
завершает Вторую рапсодию для фортепиано с оркестром. Вторая рапсодия не
вызвала восторгов. Большинство критиков писало, что Гершвин повторил в ней
самого себя.
Явлением
этих лет стал мюзикл "О тебе я пою", работа над которым велась
параллельно с сочинением Второй рапсодии. На этот раз мишенью сатиры оказались
политическая верхушка страны и избирательная кампания. Постановки "О тебе
я пою" в Бостоне, а затем в Нью-Йорке (26 декабря 1932 года) стали
сенсацией. В 1932-1933 годах Гершвин написал ещё два мюзикла. Однако в них он
не смог подняться до уровня своих сатирических памфлетов. Впрочем, после 1932
года новые замыслы и жанры увлекают воображение композитора, и успех на Бродвее
волнует его всё меньше.
...Как-то
ночью Джорджа мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл роман
Хэйворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических образов.
Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия. О сне не
могло быть и речи. Композитор читал до четырех часов, а потом написал Хэйворду
о намерении сочинить оперу. Это происходило в 1926 году. Однако с "Порги и
Бесс" пришлось повременить.
Наконец,
29 марта 1932 года Хэйворд получил от Гершвина письмо со следующим признанием:
"В поисках сюжета для композиции я вновь вернулся к мысли положить
"Порги" на музыку. Это самая выдающаяся пьеса о народе".
В
декабре 1933 года Гершвин дважды посетил Чарльстон, чтобы обсудить с Хэйвордом
детали оперы, познакомиться с местом действия и послушать народную музыку.
В
августе 1934 года Джордж возвращается в Нью-Йорк. Он продолжает сочинять оперу,
уделяя ей всё свободное время, за исключением тех часов, которые необходимы для
подготовки к радиопередачам. Работа целиком поглощает его, становится
необходимой как сон, воздух. Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это
время жил в уверенности, что она будет лучшим его сочинением. На последней
странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 года. Однако работа над оперой
продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.
30
ноября 1935 года в "Колониэл-театре" в Бостоне состоялась премьера.
Публика приняла новую оперу с ещё большим энтузиазмом, чем прежние сочинения
Гершвина. Четверть часа бушевало море аплодисментов и восторженных возгласов.
Все без исключения, бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим
даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала "Порги и Бесс" народной
оперой. Премьера в Нью-Йорке, состоявшаяся 10 октября в
"Алвин-театре", также прошла празднично, но критики не были
единодушны. Опера понравилась только театральным рецензентам, которые оказались
гораздо проницательнее коллег-музыковедов.
Принять
"Порги и Бесс" - значило не только оценить её художественные
достоинства, но и признать право оперного жанра отражать обескураживающие
контрасты "позолоченного века". Гершвин и здесь оказался
первопроходцем.
В
опере "Порги и Бесс" впервые в истории музыкального театра США негры
показаны с глубоким уважением и сочувствием. Никогда прежде американская музыка
не сверкала таким разнообразием подслушанных у народа интонаций. Истоки
выразительных средств - блюзы и спиричуэлс, духовные гимны и элементы джаза,
трудовые негритянские песни и уличные напевы разносчиков, европейская
классическая музыка: оперная и симфоническая.
За
полтора года опера выдержала 124 постановки в "Алвин-театре" - цифра
весьма солидная для любой оперы классического репертуара. Несмотря на хороший
приём, надежды братьев Гершвин на материальный успех не оправдались: они
потеряли 10 000 долларов, вложенных в постановку. Джордж не огорчался. Когда и
где опера приносила доход? - посмеивался он. Подлинное признание и понимание "Порги
и Бесс" пришло после смерти композитора. В течение нескольких десятилетий
продолжается её триумфальное шествие по материкам и континентам. Опера вышла за
пределы американской музыкальной культуры.
Колоссальное
нервное напряжение во время работы над "Порги и Бесс" истощило силы
композитора. Он не может ни есть, ни спать. Врачи рекомендуют поменять климат и
на время забыть о музыке. Первому совету Джордж последовал с большим
удовольствием. О музыке, естественно, он забыть не мог.
Внешне
он почти не изменился, но стал очень раздражителен и по временам выглядел
усталым. 9 июля 1937 года обнаружились симптомы опухоли головного мозга.
Джорджа помещают в Лебенен-клинику. Однако спасти Гершвина не удалось. Он
скончался, не приходя в сознание, утром 11 июля 1937 года, не дожив немного до
тридцати девяти лет. Композитор умер в расцвете сил, полный творческих планов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|