Достоевский Федор Михайлович
Достоевский Федор Михайлович
О.Т. Ермишин
Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881) — рус.
писатель, публицист. В творчестве Д. нашли глубокое отражение религиозные,
этические и метафизические проблемы человеческого бытия; его произведения
содержат образы и филос. идеи, ярко выражающие сущность человека, особенности
его природы и сознания. Раннее творчество Д. определяется сочетанием
литературного романтизма и психологического анализа. Его первый роман «Бедные
люди» (1845) был с восторгом встречен В.Г. Белинским и Н.А. Некрасовым,
увидевшими в молодом писателе творца «социального романа», продолжателя Н.В.
Гоголя. Однако в повести «Двойник» (1846) уже заметно, что автор не ограничивается
социальной типологией, а стремится к психологическому анализу человеческой души
во всей ее сложности и противоречивости. В произведениях втор. пол. 1840-х гг.
Д. рассматривал личность в ее эмоциональных и волевых качествах, определив для себя
главные литературно-философские темы: «тайна» человека, нравственный смысл
жизни, проблема социально справедливого общества.
В 1849 Д. был арестован за участие в обществе М.В.
Петрашевского и приговорен к смертной казни. Он пережил несколько страшных
минут в ожидании смерти, затем был помилован и осужден на четыре года каторжных
работ. После каторги (1850— 1854) и службы в армейском батальоне Д. в декабре
1859 возвратился в Санкт-Петербург и, пересмотрев прежние «социалистические»
убеждения, активно включился в литературную жизнь. Вместе с братом М.М.
Достоевским он участвовал в издании жур. «Время» (1861—1863) и «Эпоха»
(1864—1865), в которых пропагандировал идеологию почвенничества. Отстаивая идею
национальной самобытности России, Д. в отличие от славянофилов пытался
совместить ее с достижениями зап. цивилизации, найти компромисс между крайними
т.зр. Он отрицательно относился к революционным проектам общественного
переустройства, противопоставляя им национальную схему прогресса через
постепенное решение социальных проблем, сотрудничество правительства с интеллигенцией
и народом. Принципами «почвеннической» идеи полагались братское начало в противовес
зап. индивидуализму, устройство рус. общества на христианских основаниях. У Д.
формируется мировоззрение, носящее сильный антипросветительский и антипозитивистский
характер, складывается новая система взглядов, ярко выраженная в повести
«Записки из подполья» (1864). Их герой развивает парадоксальную философию,
согласно которой человеческое самоволие ставится выше всех логических и разумных
законов жизни. Сознание «подпольного» человека основано на протесте против
объективного порядка бытия (законы природы, выводы естественных наук,
математика), т.к. рациональная объективность не только отрицает свободную
личность и индивидуальность, но и в принципе не может полностью познать ее, ибо
способна охватить лишь «какую-нибудь одну двадцатую долю всей моей способности
жить» («Записки из подполья»). Д. по сути отвергал не только позитивизм и утопический
социализм, но и любую философию, ориентированную на рассудочное объяснение
жизни. Он противопоставлял рассудку цельную человеческую природу, которая
противоречива и иррациональна. Сомнение и страдание есть причины сознания,
сущность человека заключается в его свободе, субъект свободной воли
противоречит и противостоит европейскому прогрессу — эти и др. идеи составляли
оригинальное филос. мировоззрение Д. и получили дальнейшую разработку в работах
экзистенциалистов 20 в.
Выход из «подполья» Д. видел в следовании заветам
православного христианства как эталонам полноценной, гармоничной человеческой
жизни. Однако в его великих романах художественная и человеческая правда
постоянно заставляет писателя отходить от православных догм и даже одобрять
прямо противоположное. Достаточно вспомнить знаменитое Алешино «расстрелять!» в
отношении генерала, затравившего ребенка собаками («Братья Карамазовы»). Правда
жизни практически всегда побеждала у него правду религии; его христианство —
это христианство «с человеческим лицом». Др. путь, по его мнению, состоял в саморазрушении
личности, самообожествлении человека, утверждении предельного эгоизма.
Различные варианты личного самоутверждения, воплощенные в литературных образах,
являются филос. содержанием «идейных» романов Д., основная тема которых —
трагедия человеческой свободы.
Герои Д. — носители определенных идей, а его романы
представляют собой сложную идейную диалектику, или «полифонию» (М.М. Бахтин),
основанную на взаимодействии личных позиций и мировоззрений. С одной стороны,
идеалы всепроникающей любви и братства выражают князь Мышкин («Идиот», 1868),
старец Зосима и Алексей Карамазов («Братья Карамазовы», 1879—1880); с др.
стороны, идею отрицания и метафизического бунта воплощают Родион Раскольников
(«Преступление и наказание», 1866), Николай Ставрогин («Бесы», 1871—1872), Иван
Карамазов и др. Важная тема Д. — антагонизм веры и неверия, христианства и социализма
— получила завершение в «поэме» о Великом Инквизиторе («Братья Карамазовы»), в которой
Христос олицетворяет свободу и любовь, а Инквизитор — насилие и принуждение. По
мнению Д., свобода — это условие духовного выбора между добром и злом, великий
дар, обогащающий или разрушающий личность.
Несмотря на преобладающую критическую сторону
творчества, Д. удалось высказать и положительные идеи — примером может служить
его мысль о красоте. Вера Д. в то, что «красота спасет мир», распространялась
на разные стороны его мировоззрения — на психологию, эстетику, религию.
Эстетическое созерцание красоты есть свойство человека, непосредственно
соотносимое как с нравственным самосознанием, так и с исканием Бога. Красота
есть объективная метафизическая сила, созидающая гармонию.
Духовным завещанием Д. является речь об А.С. Пушкине
(1880). В ней Пушкин выступает символом гармонии и цельной творческой
личностью, а его мировоззрение Д. понимает как идеал и будущую программу рус.
человека. Призыв Д. к «всемирному всечеловеческо-братскому единению»,
провозглашенный в пушкинской речи, является, по сути, итогом его религиозных и филос.
исканий.
Д. был знаковой фигурой для рус.
религиозно-философского возрождения нач. 20 в. Он оказал значительное влияние
на рус. и зап. филос. мысль, оказался самым читаемым рус. писателем на Западе,
его книги стали объектом исследований для многих мыслителей XX в. (А. Камю,
Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.).
Список литературы
Полн. соб. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990. Т. 1–30.
Розанов В.В. «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М.
Достоевского. СПб., 1894
Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. СПб.,
1901–1902. Т. 1–2
Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии.
СПб., 1903
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923
Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. Берлин,
1923
О Достоевском: Сб. статей. Прага, 1929—1936. Т. 1—4
Лосский И.О. Достоевский и его христианское миропонимание.
Нью-Йорк, 1953
Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://ariom.ru/
|