Долуханова Зара Александровна
Долуханова
Зара Александровна
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии
Родилась 15
марта 1918 года в Москве. Отец - Макарьян Агаси Маркович. Мать - Макарьян Елена
Гайковна. Сестра - Дагмара Александровна. Сыновья: Долуханян Михаил, Ядров
Сергей. Внуки: Александр, Игорь.
Мать Зары
обладала редким по красоте голосом. Она занималась пением у А.В.Юрьевой,
известной в прошлом солистки, соратницы и друга А.В.Неждановой, а фортепианному
искусству ее обучала совсем юная в те годы В.В.Барсова, в будущем примадонна
Большого театра. Отец был инженером-механиком, обожал музыку, самостоятельно
овладел игрой на скрипке и фортепиано, был флейтистом любительского
симфонического оркестра. Таким образом, обе дочери талантливых родителей,
Дагмара и Зара, с первых дней жизни существовали в атмосфере, насыщенной
музыкой, с ранних лет приобщались к подлинной музыкальной культуре. С пяти лет
маленькая Зара стала брать уроки игры на фортепиано у О.Н.Карандашевой-Яковлевой,
а в десятилетнем возрасте поступила в детскую музыкальную школу имени
К.Н.Игумнова. Уже на третьем году обучения под руководством своего педагога
С.Н.Никифоровой играла сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, прелюдии и фуги Баха.
Вскоре Зара перешла в скрипичный класс и через год стала студенткой
музыкального техникума имени Гнесиных, в котором проучилась с 1933 по 1938 год.
В музыкальном
техникуме ее наставником стал незаурядный мастер, воспитавший целую плеяду
известных скрипачей-лауреатов, Петр Абрамович Бондаренко, профессор института
имени Гнесиных и консерватории. Наконец, шестнадцатилетняя Зара, приобщившись
сначала к двум инструментальным профессиям, нашла свою главную стезю. Заслуга в
этом камерной певицы и педагога В.М.Беляевой-Тарасевич. Педагог, опираясь на
естественно и красиво звучавшие грудные ноты, определила ее голос как
меццо-сопрано. Занятия с Верой Мануиловной помогли голосу будущей певицы
окрепнуть, заложили прочную основу для дальнейшего интенсивного развития.
Годы учебы Зары
в музыкальном техникуме совпали с расцветом отечественной композиторской и
исполнительской школы. В консерватории и Колонном зале Дома союзов наряду с
отечественными артистами выступали зарубежные знаменитости, мастеров старшего
поколения сменяли юные лауреаты, в будущем соратники певицы. Но пока, в 30-е
годы, она и не помышляла о профессиональной сцене и отличалась от своих коллег
- начинающих студентов разве что большей работоспособностью и серьезностью,
неуемной жаждой новых впечатлений. Из отечественных певцов Заре в те годы были
ближе всего Н.А.Обухова, М.П.Максакова, В.А.Давыдова, Н.Д.Шпиллер, С.Я.Лемешев.
Недавняя инструменталистка, юная Зара черпала богатые эмоциональные впечатления
и на концертах скрипачей, пианистов, камерных ансамблей.
Профессиональное
становление Зары Александровны, рост и совершенствование ее мастерства были
связаны уже не с учебным заведением. Не окончив техникума, она уехала в Ереван
по причинам личного характера - встреча с Александром Павловичем Долуханяном,
молодым, красивым, талантливым, любовь и замужество резко изменили привычный
жизненный ритм аккуратной, старательной студентки. Учеба была прервана
незадолго до выпускных экзаменов. Долуханян взял на себя функции
педагога-вокалиста и убедил супругу в предпочтительности семейного варианта
"консерватории", тем более, что он был человек в высшей степени
компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший и любивший заниматься
с певцами, да к тому же эрудит, музыкант крупного масштаба, всегда убежденный в
своей правоте. Он окончил как пианист Ленинградскую консерваторию, а в 1935
году еще и аспирантуру у С.И.Савшинского, авторитетнейшего профессора,
руководителя кафедры, а вскоре после женитьбы стал совершенствоваться по
композиции у Н.Я.Мясковского. Уже в Ереване, ведя в консерватории фортепианный
и камерный классы, Долуханян много концертировал в ансамбле с молодым Павлом
Лисицианом. Зара Александровна вспоминает этот период жизни, отданный
творчеству, накоплению мастерства, как счастливый и плодотворный.
С осени 1938
года в Ереване певица невольно приобщилась к театральной жизни и ощутила
лихорадочную атмосферу подготовки к декаде армянского искусства в Москве,
переживая за своих родственников - участников форума: ведь на год раньше ее
брака с Долуханяном замуж за восходящую звезду армянской сцены - баритона Павла
Лисициана - вышла старшая сестра Дагмара. Обе семьи в полном составе в октябре
1939 года отправились в Москву на декаду. А вскоре и сама Зара стала солисткой
Ереванского театра.
Долуханова
выступала в роли Дуняши в "Царской невесте", Полины в "Пиковой
даме". Обе оперы шли под руководством дирижера М.А.Тавризиана, художника
строгого и взыскательного. Участие в его постановках - серьезное испытание,
первый экзамен на зрелость. После небольшого перерыва, связанного с рождением
ребенка и проведенного с мужем в Москве, Зара Александровна вернулась в
Ереванский театр, это было в самом начале войны, и продолжила работу над
оперными партиями меццо-сопранового репертуара. Музыкальная жизнь столицы
Армении в то время протекала с большой интенсивностью за счет выдающихся
музыкантов, эвакуированных в Ереван. Молодой певице было у кого учиться, не
замедляя своего творческого роста. За несколько сезонов работы в Ереване Зара
Долуханова подготовила и исполнила партию Графини де Чепрано и Пажа в
"Риголетто", Эмилии в "Отелло", Второй девушки в
"Ануш", Гаянэ в "Алмаст", Ольги в "Евгении
Онегине". И вдруг в возрасте двадцати шести лет - прощание с театром!
Почему? На этот загадочный вопрос первым ответил, почувствовав грядущую
перемену, тогдашний главный дирижер Ереванской оперы Микаэл Тавризиан. В конце
1943 года он явственно ощутил качественный скачок, сделанный молодой артисткой
в освоении исполнительской техники, отметил особый блеск колоратур, новые
краски тембра. Стало ясно, что поет уже сформировавшийся мастер, которого ждет
блестящее будущее, но вряд ли связанное с театром, скорее с концертной
деятельностью. По мнению самой певицы, камерное пение давало простор ее тяге к
индивидуальной интерпретации и свободной, нестесненной работе над голосовым
совершенством.
Стремление к
вокальному совершенству - одна из главных забот певицы. Этого она достигла в
первую очередь при исполнении произведений А. и Д. Скарлатти, А.Кальдара,
Б.Марчелло, Дж. Перголези и др. Записи этих произведений могут стать
незаменимым учебным пособием для певцов. Явственнее всего класс певицы выявился
в исполнении произведений Баха и Генделя. В концертах Зары Долухановой звучали
вокальные циклы и произведения Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Листа, И.Брамса,
Р.Штрауса, а также Моцарта, Бетховена, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича,
Свиридова и др. Русской камерной музыке в репертуаре певицы посвящались целые
развернутые программы. Из современных композиторов Зара Александровна исполняла
еще произведения Ю.Шапорина, Р.Щедрина, С.Прокофьева, А.Долуханяна,
М.Таривердиева, В.Гаврилина, Д.Кабалевского и др.
Артистическая
деятельность Долухановой охватывает сорокалетний период. Она пела в лучших
концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии и Новой
Зеландии. В большинстве крупнейших музыкальных центров мира певица
концертировала регулярно и с большим успехом.
Искусство
З.А.Долухановой высоко оценено в стране и за рубежом. В 1951 году она удостоена
Государственной премии за выдающуюся концертно-исполнительскую деятельность. В
1952 году ей присвоили звание Заслуженной артистки Армении, а затем, в 1955
году, - Народной артистки Армении. В 1956 году З.А.Долуханова - Народная
артистка РСФСР. 6 февраля Поль Робсон вручил Долухановой Почетную грамоту,
присужденную ей Всемирным советом мира в связи с десятилетием всемирного
движения сторонников мира "За выдающийся вклад в дело укрепления мира и
дружбы между народами". В 1966 году первой из советских певиц З.Долуханова
была удостоена Ленинской премии. В 1990 году певица получила почетное звание
Народной артистки СССР. О неугасаемом интересе к ее творчеству говорит и то,
что, например, только за период с 1990 по 1995 год фирмами "Мелодия",
"Monitor", "Austro Mechana" и "Russian Disc" в
свет были выпущены восемь компакт-дисков.
У Зары
Александровны около тридцати учеников, многие из них уже сами стали педагогами.
Является профессором Российской академии музыки имени Гнесиных и ведет класс в
институте имени Гнесиных, активно участвует в жюри музыкальных конкурсов.
Серьезно
увлекается живописью. В ее картинах есть свежее дыхание жизни, они украшают ее
дом.
Живет и
работает в Москве.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|