Дионисий Ареопагит
Дионисий Ареопагит
Перевезенцев С. В.
В
532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены произведения,
которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита — жившего в Афинах в I
в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и ставшего первым афинским
епископом. Об этих событиях упоминается в "Деяниях Апостолов". В
корпус сочинений, приписываемых Дионисию, входят четыре большие
религиозно-философские работы — "Об именах Божиих", "О
таинственном богословии" ("О мистическом богословии"), "О
небесной иерархии" и "О церковной иерархии", — а также десять
писем. Все эти сочинения были написаны на греческом языке и переведены на
латынь только в IX в.
Позднее
было установлено, что произведения, приписываемые Дионисию, на самом деле были
написаны в V в. в Сирии, которая тогда была частью Византийской империи. Точное
имя их автора неизвестно до сих пор, хотя на этот счет в современной науке
существует несколько различных мнений. Поэтому нередко автора этих сочинений
называют "Псевдо-Дионисием Ареопагитом", а сами сочинения
"Ареопагитиками".
Уже
в Эпоху Возрождения было выявлено, что на автора "Ареопагитик"
огромное влияние оказало учение неоплатонизма. Причем, если большинство
христианских философов IV–V вв. опирались на рациональные элементы
неоплатонизма, то в "Ареопагитиках" в большей степени использованы
его мистические черты. Возможность мистического познания Бога — вот что
проповедуется в сочинениях Дионисия.
Дионисий
считает, что у христианского богословия есть два метода постижения Бога. Первый
— путь положительный (по-гречески — "катафатическая" теология), когда
от самых первых, низших понятий (камень, воздух и т.д.) человек в своем
стремлении понять сущность Бога приходит к высшим понятиям — Свет, Благо,
Мудрость, Любовь, Всемогущество и др. В силу абсолютности Бога к Нему приложимы
все Его имена, упоминаемые в Священном Писании. Однако этот путь не ведет к
открытию Божественной истины, ибо человеческими понятиями невозможно выразить
сущность Бога.
Поэтому
сам Дионисий формулирует так называемый отрицательный путь познания, или
отрицательную (по-гречески — "апофатическую") теологию. Суть ее
заключается в том, что по отношению к единому и единственному Богу можно
употреблять лишь такие имена, как Сверхблаго, Сверхмудрость, Сверхбытие и т.д.
Используя их, необходимо последовательно отрицать все возможные имена и
понятия, доступные пониманию человека, ибо Бог совершенно не похож ни на одно
из них.
Бог
вообще не доступен человеческим чувствам и мыслям, не постигается ни
чувственно, ни умственно, так как находится за пределами человеческого
разумения. "К сокровенному, — пишет Дионисий, — мы устремляемся, отрешась
от всякой умственной деятельности". И в этом смысле он приходит к
признанию правильности лишь мистического понимания Бога, очень близкого по
своему характеру к неоплатоновскому экстазу.
Если
в положительной теологии Бог становится "всеимянным", то в
отрицательной теологии Дионисия утверждается абсолютная
"безымянность" Бога. И вообще, неизреченность и непознаваемость Бога
— это вершина его понимания человеком. В этом заключается главная идея
"Ареопагитик".
Приближенное
к истине знание о Боге может совершаться только в качестве мистических
богоявлений: "Если кто-либо скажет, что некоторым святым непосредственно
являлся сам Бог, пусть он из Священного Писания уразумеет и другое: что
сокровенное Божие никто не видел и не увидит, богоявление же праведникам
свершалось через боголепные и соразмерные им видения и изъяснения".
Господь
изливает на все созданное им невидимый сверхъестественный свет, который
описывается в "Ареопагитиках" с необычайной художественностью:
"Божественный мрак — это тот недосягаемый свет, в котором, как сказано в
Писании, обитает Бог. Свет этот незрим по причине чрезмерной ясности и
недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак
вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через не-видение
и не-познавание, но воистину возвышается над видением и познаванием, зная то,
что Бог — во всем чувственном и во всем умопостигаемом".
Бог
вообще есть "Начало и Конец всех существ": "их Начало, поскольку
Он есть их Причина, их Конец, поскольку Он есть их высшая цель". Своими
световыми излияниями Бог порождает добро и любовь, а уже посредством добра и
любви сотворяет все мироздание. При этом любовь ежесекундно движет всеми
существами и снова ведет их к Богу. Поэтому, в понимании Дионисия, на пути
любви человеку доступно то, что недоступно на пути разума — приближение к
познанию Бога.
Земной,
телесный мир творится Богом в самую последнюю очередь, после того как он
сотворяет мир небесный — небесную иерархию. В человеческом обществе
Божественный свет находит свое полное отражение только в Церкви, поэтому именно
церковная иерархия отражает собой иерархию небесную, следовательно, сама
Церковь есть воплощение Божественного света на Земле. И только Церковь способна
открыть людям глаза на Божественную истину.
Учение
Дионисия стало необычайно популярно и в Восточной, и в Западной церквах. В
Западной Европе "Ареопагитики" стали широко известны в IX в., когда
были переведены на латынь, потому что большинство католических теологов не
знали греческого языка. Западную, а позднее Римско-католическую Церковь,
"Ареопагитики" привлекали своим учением о главенствующей роли Церкви
в человеческой жизни.
На
Востоке сочинения Дионисия стали известны раньше. Православные мыслители
большее внимание обращали на обоснование Дионисием возможности мистического
познания Бога, ибо именно в мистике многие из них видели путь к постижению
Божественной истины.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|