Чарльз Роберт Дарвин
Чарльз Роберт Дарвин
Е.В. Петушкова
Дарвин,
Чарльз (1809–1882) – английский естествоиспытатель, автор теории естественного
отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения,
онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций
(«Выражение эмоций у животных и человека», 1872).
***
Британский естествоиспытатель, автор теории происхождения
видов путем естественного отбора. Закончил Кембридж (1831). Во время
путешествия на корабле «Бигл» (1831- 1836) собрал огромный материал по ботанике,
зоологии, палеонтологии и антропологии.
Основные
сочинения: «Путешествие натуралиста вокруг света» (1839), «Происхождение видов
путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь» (1869; первый набросок в 1842); «Изменение домашних животных и культурных
растений» (т. 1–2, 1868); «Происхождение человека и половой отбор» (в двух
томах, 1871), «Выражение эмоций у человека и животных» (1878), а также работы
по геологии (об образовании коралловых рифов), редактирование фундаментального
пятитомного издания «Зоология» (1839–1843).
В
«Происхождении видов...» Д. сформулировал пять видов доказательств эволюционной
теории: 1) доказательства относительно наследственности и культивации с учетом
изменений, полученных путем одомашнивания; 2) доказательства, связанные с географическим
распределением; 3) археологически обоснованные доказательства; 4)
доказательства, связанные со взаимным подобием живых существ; 5)
доказательства, полученные из эмбриологии и на базе исследования рудиментарных
органов. По мысли Д., многие полагают, что «каждый вид был сотворен один
независимо от другого. Но мой образ мыслей более согласуется с тем, что известно
из законов, запечатленных в материи Творцом: появление и распространение
прошлых и нынешних обитателей мира обусловлено вторичными причинами, схожими с тем,
что определяют рождение и смерть индивида. Когда я рассматриваю живые существа
не как особые творения, а скорее как прямых потомков немногочисленных существ,
живших давно, в первые века силлурийского периода, они представляются мне облагороженными».
В
своем учении Д. доказал несостоятельность креационистских представлений о сотворении
видов, раскрыл единство растительного и животного мира, выявил основные
закономерности и механизмы эволюции в живой природе, а также механизмы
естественного и искуственного отбора, заложил основы селекции как биологической
дисциплины. Д. совершил подлинно научную революцию в биологическом познании. Он
разработал эволюционную картину живой природы, перестроил идеалы и нормы
биологического объяснения, ввел в категориальный строй биологического и научного
мышления концептуальный аппарат органического детерминизма. Объект
биологического познания в теории Д. предстал как сложная иерархическая система,
целесообразно приспособленная к неорганическим и органическим условиям
существования в результате исторического развития. В категориальный аппарат
дарвинского объяснения вошли понятия случайности, вероятности,
неопределенности, целесообразности. К изучению закономерностей естественного
отбора Д. были широко применены методы статистики и теории вероятностей.
Принципы историзма, эволюционизма, относительного характера приспособительной
целесообразности задавали обобщенную схему процедур исследования биологических
объектов как развивающихся систем. Не рискнув изначально постулировать
генетическую общность человека и человекообразных обезьян, Д. лишь в 1871 в первой
главе книги «Происхождение человека и половой отбор», озаглавленной
«Доказательства происхождения человека от какой-то низшей формы», зафиксировал:
«Человек способен воспринимать от низших животных, например, определенные
болезни.
Этот
факт подтверждает сходство их тканей и крови как структурное, так и композиционное,
что можно увидеть и в микроскоп, и посредством химического анализа... Лекарства
производят на них то же действие, что и на нас. Многим обезьянам по вкусу чай,
кофе, алкогольные напитки, более того, я сам видел, с каким наслаждением они курят
табак... Трудно переоценить моменты общего структурного соответствия в строении
тканей, в химическом составе и конституции между человеком и высшими животными,
особенно антропоморфными обезьянами... Человек и прямоходящие животные сложены
по общей модели, прошли те же примитивные стадии развития, сохранили общие
черты. Поэтому мы смело можем говорить об общем происхождении. Только
естественный предрассудок и высокомерие заставляют нас искать родство с полубогами.
Однако не за горами день, когда покажется странным, что натуралисты, сведущие в
сравнительной истории развития человека, могли когда-то верить в то, что человек
создан одним актом творения». Идеи Д. послужили основой ряда концепций в системе
социального знания (социал-дарвинизм и др.). По мысли Д., «вращающаяся по своим
неизменным законам гравитации планета эволюционирует, начав с простых, чтобы
прийти к бесконечно прекрасным и изумительным формам».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|