Булат Шалвович Окуджава
Булат Шалвович Окуджава
(1924-1997)
ОКУДЖАВА,
БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924–1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве
в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в
Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена
в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на
фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945
работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950
учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании
которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под
Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла
первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались
автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в
издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете».
Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.
Свою
первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а
во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус,
Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.),
которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись
автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились
по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра,
получившего позднее название «авторская песня». Всенародная слава
Окуджавы-барда вызывала подозрительное отношение к нему у партийных идеологов,
а также завистливо-снобистскую реакцию со стороны многих литераторов, долгие
годы стремившихся отлучить его от «высокой» поэзии. Сам Окуджава никогда не
видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и
непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже
«литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как
поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.
Первое
прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было
опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни
Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие
«героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его
сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности,
подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына)
создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру
активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и
песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая
традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в
своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.
В
годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием,
он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам
помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР
(1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный
театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России
событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
Поэзия
Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным
источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и
некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной
многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми
сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы).
Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и
парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке
задушевно-доверительной интонации.
Мир
Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается
последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической
композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами.
Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат
предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и
Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь.
Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды
маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью
общенационального языка.
Окуджаве-прозаику
принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или
Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов
(1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и
образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших»
и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность
радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной
хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как
трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных
идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные
неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство
кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы
фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной
критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические
анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней
прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.
Окуджаве
принадлежат сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1965), Верность
(1965), он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни
для театра и кино.
Умер
Окуджава в Париже 2 мая 1997.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|