Борисов-Мусатов Виктор Эльпифидорович
Борисов-Мусатов Виктор Эльпифидорович
Годы жизни: 01.04.1870 - 1905г.
Борисов-Мусатов
родился 1 апреля 1870 года в Саратове и семье служащего. Когда мальчику
исполнилось три года произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник.
Увечье, полученное в детстве, и известной море сказалось на характере будущего
художника – у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости,
мечтательности.
В
1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя
рисования — сначала Ф. А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга Коновалов
— обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет
училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает
первые-навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы
Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего — сцены домашнего быта), пишет картину
"Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно, изображая уголок сада
с окном своего дома.
В
августе 1890 года молодой художник уезжает в Москву, в Училище-живописи, паяния
и зодчества. Занятия там его не удовлетворяют, через год Борисов-Мусатов
переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии
художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П.
Чистякова.
Весной
1893 года после операции художник из-за климата покидает Петербург и
возвращается в Москву, в Училище.
Лето
Борисов-Мусатов обычно проводил в Саратове, где много работал над этюдами, в
основном — пейзажными. Его успехи в работе на пленере отразились в картине
"Майские цветы" (1894, ГРМ). В этом солнечном пейзаже ощущаются
непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ
Борисова-Мусатова той поры.
Осенью
1895 года Борисов-Мусатов уезжает в Париж. Чтобы совершенствовать
художественное образование, он поступает в мастерскую исторического живописца и
педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где
восхищается Боттичелли. Среди французов ему больше других близок Пюви де
Шаванн.
Возвратившись
через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в
произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.
Борисов-Мусатов
приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и
исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями. Однако рядом с
Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном, он находит в искусстве неповторимый
самобытный путь.
Началом
творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898,
ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Необычно
композиционное построение картины — центральное место занимает задумчивая
молодая девушка в старинном белом платье. Фигура художника срезана краем холста
и будто выходит за его рамки. Это вносит элемент случайности, напоминая
композиции импрессионистов. Живописно вещь решена по-новому. В ней обобщены
цвет и форма. Особенно в пейзаже дальнего плана, имеющем сходство с декорацией.
В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о
совершенном гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности
окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое
настроение, .''хватившее многих представителей русской художественной
интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества
Борисова-Мусатова. В его произведениях нет исторической конкретности, "это
просто красивая эпоха", как говорил сам художник.
Вслед
за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив"
(1899. Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева), "Мотни
ос.) слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В.
Гордона). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней
природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия
давно минувших печалей любви. Содержание .них работ в какой-то степени навеяны
летними поездками в имение Слепцовку, где он гостил у своего крестного —
управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины. Расцвет
творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы
наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898— 1901, ГРМ),
"Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ),
"Изумрудное ожерелье" (1903—1904, ГТГ) и др.
Началом
нового творческого .папа явилась картина "Весна", давно задуманная,
но завершенная только в 1901 году. В этом полотне художник полностью
освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого
действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным
цветом. Здесь псе тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки
одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней
зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и
красном шали.
Летом
1901 I ода Борисов-Мусатов посещает Зубриловку — поместье князей
Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой
натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во
многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине
"Гобелен". Среди декоративных растений парка дне женских фигуры,
застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
Название
картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. И пейзаж, и
фигуры написаны очень обобщенно, плоскостно, колорит построен на созвучии
больших цветовых пятен, краски мягкие, приглушенные — все это создает некоторое
ощущение призрачности, красивого миража. В то же время декоративность, тонкость
отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена. На
выставке Московского товарищества художников, и которое Борисов-Мусатов вступил
в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам
Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.
Вершиной
творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней
поэтические грезы выражены и совершенной, законченной форме. Картина
создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно,
дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е.
Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки
позируют художнику. В картине "Водоем" все уравновешенно, подчинено
четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется
и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний.
Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души
художники выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном,
волшебном мире красоты.
Зубриловский
парк с женскими тенями превращается у художника в туманное видение:
вибрирующие, тающие очертания, блеклые, потухающие краски.
Весной
1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе
к Москве и Петербургу. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз
русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из
общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность
не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии
и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904—1905
годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Первая группа эскизов была
сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги, и
оказалась неудачной, но второй цикл— закал для частного дома — представляет
большой интерес. Четыре эскиза "Весенняя сказка", "Летняя
мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) —
объединены общим названием "Времена года". Содержание передано в
аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным
работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, не были осуществлены. Весной 1905
года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы
его жизни и творчества. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На
балконе. Таруса" Ц905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ),
"Осенняя песнь" (1905, ГТГ); написаны они нежными тающими красками и
с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы,
близкая душевному состоянию художника.
В
Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель
"Реквием" (1905, ГТГ), посвященную памяти умершего друга, Н. Ю.
Станюкович. "Реквием" звучит печально-торжественно, символически
передавая радости и горести человеческой жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/
|