Бонавентура
Бонавентура
И.А. Нестерович
Бонавентура
(Bonaventura). Настоящее имя – Джованни Фиданца (1217–1274) – средневековый
схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула
«Серафического Доктора». Окончил факультет искусств в Париже, где изучал
философию и встретился со своим будущим учителем Александром из Гельса (1185-
1245), который произвел сильное впечатление на молодого Б.
Благодаря
своему учителю Б. стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой
христианской традиции. В 1243 Б. принимает сан монаха ордена францисканцев, в рамках
которого выступает – при ретроспективной оценке его статуса во францисканской
традиции – как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно
артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. Б. – автор
трактата «Путеводитель души к Богу», где раскрывается его талант как богослова
и глубокого мистика.
Основная
идея этого труда – переход («транзитус») из мира рабства в мир свободы с помощью
жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням
духовной иерархии. Подъем начинается с низшей – тварного мира. Тут Бог
познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие
Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек
должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень –
узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа
преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души
практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе. На шестой ступени душа
сливается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267–1268 Б., будучи уже генералом
францисканского ордена (с 1257), вступает с аверроистами в диспут и пишет
трактат «Сопоставления». В эту трилогию входят такие шедевры средневековой
мысли, как «Декалог», «Дары Св. Духа», «Шестоднев». Б. не разделяет теологию и философию.
Он призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечному
в свет Откровения. Философия эта – пролог к богословию. Мир – это книга,
которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие
– Бог. Б. сравнивает Бога с сеятелем, разбрасывающим семена. В Боге есть
причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся
идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет
миром. Материя также не лишена некоторой активности, ибо содержит зародыши
форм, которые Бог актуализирует окончательно. Б. не смог ясно ответить на вопрос
о том, что если материя сотворена Богом «из ничего», то откуда она приобретает
присущую ей определенную активность. В вопросах гносеологии Б. был верен теории
иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит
их с Творцом. За свою жизнь Б. написал 65 сочинений, что очень много для средневековья.
Его сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882–1902 отцами Bonaventura-Collegium
во Флоренции.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|