Биография великого мастера стиля богомола Ма Ханьцина
Биография великого мастера стиля богомола Ма Ханьцина
Профатилов Илья
Учитель
Ma Ханьцин родился 19 сентября 1920 в зажиточном семействе в Пекине. К
сожалению, его отец умер, когда Ma был маленьким мальчиком, и, поэтому, он был
принят в семью его дяди, который был доктором традиционной китайской медицины в
семействе бывшего императора Пу И в запретном городе. Они жили в хорошем районе
Чаоян Мэннэй в пределах городской стены. С помощью своего дяди Ma Ханьцин
получил хорошее классическое образование, но куда больше молодого Ма
интересовали Боевые Искусства, нежели чтение и запоминание классических книг.
С
восьми лет Ma Ханьцин начал изучать школу "У" стиля Тайцзицюань у
мастера Ян Юйтина (1887-1982), известного ученика мастера Ван Маочжай
(1862-1940) (которого называли Северным Королем данной школы). В четырнадцать
лет Ян Юйтин представил его восьмидесятилетнему Ма Юньлуну, который был
известным экспертом Мусульманского Бокса Чжа Цюань, Шаолиньского боевого
искусства и стиля Тантуй. Ма Юньлун проживал внутри городских стен около ворот
Чунвэнь Мэнь. В жизни мастера Ма Юньлуна было два любимых занятия -
изготовление барабанов и боевые искусства, и он использовал оба, чтобы
заработать себе на проживание. Ma прозанимался у Ма Юньлуна до последнего дня,
когда Учитель скончался в возрасте девяносто лет. Ma Ханьцин постиг все три
обширные боевые системы, преподаваемые Ма Юньлуном, восемнадцать видов
классического оружия и искусство метания дротиков.
В
то же самое время Ma продолжал изучать и шлифовать свое мастерство в стиле
Тайцзицюань с мастером Ян Юйтином. Позднее Ян Юйтин, у которого было много
учеников, попросил Ma помочь ему в преподавании стилю. В результате всю
последующую половину жизни Ян Юйтина, Ма Ханьцин помогал ему в обучении
Тайцзицюань. В республиканский период (1912-1948) они преподавали в пределах
городской стены около ворот Чунвэнь Мэнь в буддийских храмах Чжихуасы и Тай
Мяо, которые в настоящее время стали дворцом культуры рабочего класса (Лаодун
Жэньминь Вэньхуагун) и позже, после 1949 в павильоне Шицзы Тин, который
находился в парке Сунь Ятсена в запретном городе, открытом для посещения
публики. В то же самое время, мастер Ма Ханьцин преподавал такие стили, как Чжа
Цюань, Шаолиньцюань и Тантуй.
В
течение этого периода жизни, в своих поисках наиболее совершенного боевого
искусства, мастер Ма также изучал Синьи Цюань, Багуачжан, Тунбэй Цюань, а также
72 метода захватов Цинна.
В
течение последних лет китайско-японской войны Учитель Ма Ханьцин присоединился
к Народной Освободительной Армии Китая и участвовал в сражениях за юг страны.
После 1949 он все еще оставался в армии в провинции Аньхуэй, чтобы помогать
восстанавливать инфраструктуру в этом, разрушенном войной, регионе.
В
начале 50-х Учитель Ма Ханьцин возвратился в Пекин и продолжил преподавать и
помогать своему учителю Яну. В 1958 он стал национальным чемпионом во
всекитайском турнире боевых искусств, выполняя длинную форму из восьмидесяти
трех движений стиля Тайцзицюань. В том же самом году он стал национальным
чемпионом по "толкающим рукам" (Туйшоу) и, во время пекинского
городского турнира боевых искусств, занял первое место в соревнованиях по
комплексам с "парными крюками" и "длинным копьем".
Одновременно он был избран на пост секретаря в Пекинской Ассоциации Боевых
Искусств. Это было время, когда он встретил Великого Учителя Чень Юньтао. Стиль
Кулак Богомола не был популярен в Пекине, однако, благодаря богатому опыту в
боевых искусствах, Ma распознал Ченя как одного из самых величайших мастеров
того времени и стал его единственным посвященным учеником.
В
течение следующих двадцати лет Ma Ханьцин получал наставления и тренировался
под руководством мастера Чень Юньтао, изучая две школы стиля Богомола - Богомол
Шести Координаций и Богомол Цветка Сливы. Ма посвятил восемь лет наработке
Гошоу - ограниченным и свободным поединкам с мастером Ченем, занимаясь три раза
в неделю.
В
то же самое время Великий Учитель Чень представил мастера Ма своему
"брату-по-школе" Шань Сянлину, мастеру школы Люхе Танлан цюань. Во
время частых визитов Шаня, который проживал в уезде Хуан, провинции Шаньдун,
учитель Чен, учитель Шань и мастер Ма проводили вместе по несколько недель,
практикуя, изучая и анализируя методы и формы Танлан цюань. Это было исключительное
время, когда три мастера могли намного глубже изучить суть данного искусства,
проникаясь его истинной сущностью.
В
1966 настали плохие времена - это был первый год Культурной Революции.
Пекинская Ассоциация Боевых Искусств была разогнана как неотъемлемая часть
феодальных пережитков прошлого. Все руководство Ассоциации было уволено и
буквально выкинуто на улицу. Но это были "хорошие новости", реальные
бедствия были уже "на подходе".
После
"успешного" развития Культурной Революции мастер Ма Ханьцин оказался
в центре массового психоза. В течение многих дней толпы узколобых хунвэйбинов
публично оскорбляли мастера Ма Ханьцина - ситуация, в которой никто не хотел бы
оказаться. Нанесенная рана была слишком болезненна. Хунвэйбины обыскали дом
Мастера Ма, чтобы найти "преступную литературу" такую, как старые,
традиционные рукописи и руководства по стилю Кулак Богомола, но, к счастью,
жена Ма скрыла их между досками в чердаке.
В
годы оскорблений и пыток Культурной Революции, Ма Ханьцин все еще продолжал тайно
преподавать Кулак Богомола. В последние годы Культурной Революции мастер Ма был
сослан в удаленный северный город Дасин, провинции Хэйлунцзян. Учитель Ма
Ханьцин прожил там приблизительно семь лет, продолжая обучать Богомолу в Школе
Боевых Искусств, открытой им в Дасине. Вследствие удаленности Дасина от
столицы, влияние Культурной революции сказывалось не так сильно. По сравнению,
с Пекином люди на севере были более жесткие, и действительно любили
практиковать боевые искусства. В то время в городе жило много мастеров
различных стилей, и мастеру Ма было брошено много вызовов как новичку в местном
сообществе боевых искусств. Он выиграл во всех боях, некоторые из которых были
почти дружественны, а некоторые нет. Используя технику близкого боя по школам Люхе
и Мэйхуа танлан, мастер Ма Ханьцин победил четырех известных мастеров Бацзи
цюань, Шаолинь цюань, Синьи цюань и Тунбэй цюань из различных провинций Китая.
Мастерство учителя Ма были глубоко и превосходно, его профессионализм в
различных методах боя без оружия и с оружием оставался на высшем уровне до
последних дней его жизни. Мастера Дасина до сих пор помнят его имя. Мастер Ма
также подготовил несколько хороших учеников, которые в настоящее время
преподают танланцюань в этом городе.
После
своего возвращения в Пекин мастер Ма Ханцин был приглашен преподать ушу в
Пекинском Университете Спорта в должности главного тренера. В это время он
обучил много талантливых спортсменов ушу. Среди них такие, как главный тренер
Пекинской сборной по ушу Убинь и звезда кино Ли Ляньцзе – Джет Ли. В конце
70-х, будучи приглашенным преподавать ушу в провинции Хэнань, он посетил
монастырь Шаолинь до его реконструкции. Там он встретил старого монаха (этот
монах умер в начале 80-х), который был мастером стиля Богомола монастыря Шаолинь.
Они обменялись своим опытом в данном стиле и затем много говорили относительно
теории и практики Богомола. Однако, оригинальный стиль Богомола из Шаньдуна
превосходил монастырский вариант, и монах подтверждал это.
Во
время съемок одного из фильмов о монастыре Шаолинь, один из главных актеров и
специалистов в боевых искусствах послал ученика в Пекин, чтобы изучить Шест
Богомола у мастера Ма. К сожалению, мастер Ма Ханьцин не был в Пекине в это
время, и один из его учеников обучил гостя форме шеста. По иронии судьбы, этот
ученик решил не показывать реальную технику без разрешения Ma, и показал другую
форму, которую он знал. Поэтому, в одном из фильмов "Монастырь
Шаолинь" под видом техники шеста стиля танлан показывают техники, не
имеющие к стилю богомола никакого отношения.
В
течение этого периода много известных мастеров ушу были побеждены Учителем Ма
Ханьцином, но, из-за этики боевых искусств, и факта, что некоторые из них все
еще преподают, автор предпочитает публично не упоминать их имена.
Однажды
семидесятилетний мастер Ма шел домой после преподавания стиля Богомол в Парке
Дитань (Храм Земли), когда около своего дома он увидел двух дюжих мужчин,
готовых начать драку. На улице было много женщин и детей, и потасовка между
этими двумя была бы весьма не к месту. Мастер Ма встал между ними, чтобы
предотвратить драку. Один из них попробовал ударить Ма, но как только Ма
Ханьцин посмотрел в его глаза, хулиган сразу же отступил и, через мгновение,
убежал. Другой причиной, почему тот бежал, помимо сильного духа в глазах Ма,
было ощущение руки, давящей на грудь хулигана. Дело в том, что учитель Ма
Ханьцин провел много лет жизни, тренируя технику "железные ладони", и
даже в семидесятилетнем возрасте его руки были жесткие, как железные бруски.
В
1993 мастер Ма Ханьцин основал Пекинскую Ассоциацию по исследованию
традиционного стиля кулак богомола, которая продолжает расти и ставит своей
целью объединить всех последователей этого стиля во всем мире. В 1996 Ма
Ханьцин по просьбе учителя Сунь Сюэпо (1923 - ), ученика Хао Биня, организовал
воссоединение обоих мастеров и их учеников в Циндао и Пекине.
Великий
Мастер Ма Ханьцин скончался девятого декабря 1997 года в Пекине. Мастер Ма
Ханьцин был живым сокровищем боевых искусств и особенно стиля Кулак Богомола.
Мастер Ма преподавал боевые искусства до конца своих дней, и, восемь лет назад,
автор этой статьи был удостоен чести стать посвященным учеником и приемным
сыном мастера Ма Ханьцина.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.karateclub.narod.ru
|