Бенедетто Кроче
Бенедетто
Кроче
Croce,
Benedetto (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и
политический деятель
Представитель
неогегельянства. Родился 25 февраля 1866 в Пескассероли, близ Л'Акуила
(Италия), в семье, владевшей землями в центральной части страны. Родители Кроче
погибли в 1883 в результате извержения вулкана. Жил в Неаполе, получил
образование в университете Неаполя. Разочаровавшись в университетском
образовании, много занимался самообразованием. Профессор университета в
1902–1920. Стал сенатором в 1910. С июня 1920 по июль 1921 был министром
просвещения в кабинете Д.Джолитти. Идеолог и лидер итальянских либералов в
1930–1940-х годах, открытый противник фашистского режима Муссолини. После
поражения Италии во Второй мировой войне Кроче вошел в Комитет национального
освобождения. Умер Кроче в Неаполе 20 ноября 1952.
Кроче –
виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из
«неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также
из более отдаленного источника – философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико.
Для этого направления идеализма характерны отрицание гегелевского абсолюта и
утверждение в качестве единственного бытия творческого и порождающего самого
себя разума. Пожалуй, наиболее существенна для понимания становления взглядов
Кроче его автобиография (Contributo alla critica di me stesso, 1951). В ранний
период творчества Кроче испытал влияние марксизма, был учеником Лабриолы. Сам философ
называл свое учение «абсолютным идеализмом».
Философия Кроче
систематическим образом изложена в 4 томах под общим названием Философия духа
(Filosofia dello spirito). Первые два тома – Эстетика как наука о выражении и
как общая лингвистика (Estetica come scienza dell'espressione e linguistica
generale, 1902) и Логика как наука о чистом понятии (Logica come scienza del
concetto puro, 1909), посвящены описанию теоретической деятельности разума,
включающей художественное творчество и понятийное мышление; последние тома –
Философия практики: экономика и этика (Filosofia della pratica. Economia ed
etica, 1909) и Теория и история историографии (Teoria e storia della
storiografia, 1917), содержат анализ практической стороны разума –
экономической деятельности и этики,– находящей свое высшее выражение в истории.
Среди других работ Кроче – История как мышление и как действие (La storia come
pensiero e come azione, 1938); Философия, поэзия, история (Filosofia, poesia,
storia, 1951) и многие другие. Наиболее значителен вклад мыслителя в эстетику и
философию истории.
Согласно Кроче,
искусство есть выражение творческого разума. Творчество – важнейшая
деятельность разума, без него познание невозможно. Таким образом, искусство –
начало всякой теории. В этом исходном восприятии внутренне переживаемая
интуиция находит внешнее выражение. Выражают себя не только художники, но все
люди. Мерой прекрасного является успех в самовыражении. Эта теория отчасти
представляет собой разрыв с представлением о прекрасном как о свойстве физического
объекта и дает пример более общего неприятия натурализма неогегельянством. Во
многих работах Кроче применил такой подход к трактовке искусства и литературы,
основав целую школу в искусствоведении и художественной критике.
Философия
истории Кроче также является восстанием против натурализма. История как
творение настоящего есть акт мышления и поэтому также есть философия. История –
это философия, а философия – это история. По сути дела, история есть высшая
форма философии, кульминация развития духа, начинавшего с художественного
выражения. Поскольку, согласно Кроче, существует только разум, историческое
повествование всегда носит философский характер, ибо представляет собой
настоящее, интерпретирующее прошлое и в этой интерпретации буквально его творящее.
Описать прошлое – значит высказать оценочное суждение в настоящем; каждое
поколение должно писать историю заново. Поэтому история – это философия. В то
же время оценочное суждение есть проявление творческого характера разума, и эта
его активность становится частью истории разума. Поэтому философия – это
история.
Кроче написал
множество работ и эссе, посвященных истории, литературе и политике, и внес
значительный вклад в историографию, явившись основателем «этико-политической
школы», а также в литературоведение и языкознание. Он был основателем в 1903
(вместе с Д.Джентиле) известного
культурологического журнала «Критика» («La Critica»), в котором опубликовал
почти все свои произведения, директором издательства «Латерца» в Бари,
учредителем Итальянского института исторических исследований в Неаполе.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|