Белла Ахатовна Ахмадулина
Белла Ахатовна Ахмадулина
(род. 1937)
АХМАДУЛИНА,
БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА
(р. 1937), русская
поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным
корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в
литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская
правда» было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила
в Литературный институт им. А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс
при поступлении, удостоились высокой оценки И.Сельвинского: «поразительные по
силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Во
время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах
и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки (На
сибирских дорогах и др.). В 1957 писала в «Комсомольской правде»: искусство
«призвано не веселить людей, а приносить им страдания». В 1959 Ахмадулина была
исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л.Пастернака, но затем
восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В
1962 стараниями П.Г.Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной Струна.
Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал
в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина,
птенчик орла!»
Поэтический
сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет,
вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это
«крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре,
продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977),
Метель (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской
академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга Избранное, за ней
последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический
рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в неофициальный альманах
«Метрополь» (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее
ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с
А.Вознесенским, Е.Евтушенко и Р.Рождественским ее называли «поэтом эстрады»,
обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с
читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща
публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает
времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось
желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной
из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе
дружбу-любовь и дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных
человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в
мире нет любви», в сб. Сны о Грузии, 1977), и горечь («По улице моей который
год...»; там же).
Героями
стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А.Пушкина и М.Цветаевой (сб.
Тайна, 1983) до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также
простые люди – «кривая Нинка» (сб. Побережье, 1991), «электрик Василий» (сб.
Стихотворения, 1988) и др. Ахмадулину не пугают уродливые черты
действительности, о которой она пишет в своем «больничном цикле» (Воскресенье
настало..., Был вход возбранен..., Елка в больничном коридоре и др.): «Я видела
упадок плоти / и грубо поврежденный дух /...весь этот праздник некрасивый / был
близок и понятен мне». При этом, как писал в 1977 И.Бродский, ее искусство «в
значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта,
будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой
морального выживания» (Зачем российские поэты?..).
Бродский
считал Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в
русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы;
синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее подлинного
голоса».
Ахмадулина
много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили, Г.Табидзе, С.Чиковани и др.
Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за
идеологических запретов это было невозможно в России.
Ахмадулина
– автор многочисленных эссе – о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой,
Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и др. крупных творческих
личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное
время общего времени, незаметно ставшего эпохой».
Живет
поэтесса в Москве. В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|