Авраамий Смоленский
Авраамий Смоленский
Карпов А. Ю.
Авраамий,
игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя
четверть XII — первая четверть XIII в.).
Биографические
сведения о смоленском игумене содержатся исключительно в его Житии, написанном
его учеником Ефремом. Авраамий родился в Смоленске. Известно имя его матери —
Мария. (Позднейшие редакции Жития называют имя его отца — Симеон, а также имя,
которое Авраамий получил при крещении, — Афанасий; однако достоверность этих
сведений сомнительна.) Будущий игумен принял пострижение в монастыре Пресв.
Богородицы в Селище, близ Смоленска, и здесь же был рукоположен в иеромонахи.
Житие датирует это княжением "великого и христолюбивого князя Мстислава
Смоленского и всея Руси", т. е., очевидно, Мстислава Романовича, князя
Смоленского в 1197—1212 гг. (великий князь Киевский в 1212—1223). Вскоре
Авраамий получил широкую известность благодаря своей аскетической жизни и
особенно глубоким познаниям и учительному дару: "дасть бо ся ему благодать
Божия не токмо почитати, но протолковати (истолковать. — А. К.), яже мноземъ
несведущимъ и от него сказаная всемъ разумети". Автор Жития приводит слова
противников Авраамия, обвинявших его в том, что "се уже весь градъ к собе
обратилъ есть". Это вызвало недовольство игумена, который
"отлучи" Авраамия и "много озлоблениа на нь возложи".
Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский
монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа ("начаша
боле приходити, и учение его множайшее быти"). Судя по рассказу Жития,
проповеди Авраамия носили яркую эсхатологическую окраску: "не престааше
Страшнаго поминая суда, испытаниа бояся… и къ всемъ приходящимъ оного страшнаго
дне не престая о томъ глаголя". Авраамий получил известность также как
иконописец. Житие упоминает две его иконы, сюжеты которых напрямую связаны с
темами проповедей: Страшный суд и Испытание воздушных мытарств.
Деятельность
Авраамия возбудила всеобщее недовольство духовенства в городе. Проповедник был
обвинен в ереси, в том, что он читает "глубинныя книгы", т. е.
отреченную литературу; "друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на
нь… глаголюще". Было устроено судилище, на котором присутствовали "от
мала и до велика весь градъ", причем некоторые предлагали даже казнить
вольнодумца: "инии глаголють заточити, а инии къ стене ту пригвоздити и
зажещи, а друзии потопити". Особенно неистовствовали игумены и священники;
светские же власти не нашли на осужденном никакой вины. Тем не менее по
повелению епископа Игнатия (после 1197 — после 1205) Авраамий был препровожден
в монастырь на Селище. Ему было запрещено служить литургию, а жителям города —
посещать проповедника. Вскоре после этого, рассказывает Житие, в Смоленске
случилась жестокая засуха (привлекая данные дендрохронологических исследований,
ее предположительно можно датировать 1210—1212 гг.; другая предлагаемая дата:
1218—1220 гг.); лишь тогда епископ осознал несправедливость обвинений против
Авраамия и разрешил тому совершать литургию. Тотчас по молитве святого пролился
дождь, "и отселе боле просветися по благодати Христове".
С
этого времени начинается дружба между епископом Игнатием и Авраамием. Вблизи
Смоленска епископ основывает монастырь во имя Положения Ризы Пресв. Богородицы
и ставит игуменом Авраамия. Очевидно, это случилось незадолго до кончины
епископа Игнатия, о которой рассказывается в Житии (это произошло по крайней
мере за несколько лет до 1225 г.).
Игумен
Авраамий преставился в глубокой старости. По словам Ефрема, автора Жития, он
пребывал в иночестве 50 лет. Год кончины преподобного неизвестен.
Ученик
Авраамия Ефрем оставил описание внешности своего учителя: "Образъ же и
подобье на Великого Василья (отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, IV в.
— А. К.): черну браду таку имея, плешиву разве имея главу".
Местное
почитание преп. Авраамия возникло уже вскоре после его кончины, о чем
свидетельствует Житие. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском соборе
1549 г. Церковная память преп. Авраамия, игумена Смоленского, празднуется 21
августа.
Следует
отметить предположение Б. А. Рыбакова, согласно которому с "делом"
Авраамия связана надпись-граффити, обнаруженная при раскопках неизвестной
смоленской церкви XII в.: "Господи, помъзи дому великъму, нь даж[дь]
врагомъ игумьнмъ истратит[и его до] къньца, ни Климяте" (предполагается,
что ее оставили тайные сторонники осужденного проповедника). Однако
предложенная гипотеза не кажется убедительной; более того, вызывает сомнение
само прочтение надписи Б. А. Рыбаковым. Можно думать, что речь идет не о
"врагах игуменах", а о "врагах игумена" (при раскрытии
титла предположительно следует читать: "врагомъ игумьньмъ"; ср.
прочтение этой надписи А. А. Зализняком).
О
литературных трудах самого Авраамия сказать что-либо определенное трудно. Ему
приписывают по крайней мере два произведения: 1) краткую молитву с упоминанием
г. Смоленска и 2) "Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек
и об исходе души", сюжет которого близок к темам проповедей Авраамия, как
они обозначены в его Житии. Однако прочных оснований для атрибутирования обоих
произведений смоленскому игумену пока что не видно.
Список литературы
Розанов
С. П. Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Библиотека
литературы Древней Руси. Т. 5. С. 30—65 (подг. текста и перев. Д. М. Буланина).
Редков
Н. Преп. Авраамий Смоленский и его Житие, составленное учеником его Ефремом.
Смоленск, 1909 (отд. оттиск из Смоленской старины. Вып. 1. Ч. 1); Словарь
книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л.,
1987. С. 126—128; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 178—179.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|