Авенариус Василий Петрович
Авенариус Василий Петрович
Авенариус
Василий Петрович [1839–1919] — писатель для детей и юношества. Повесть
«Современная идиллия» впервые помещена в «Всемирном труде» [1865].
Отрицательное отношение к передовым стремлениям
шестидесятых годов, грубый пасквиль на современную молодежь вызвали жестокие
нападки критики как на эту, так и на следующую его повесть («Поветрие», 1867),
и он скоро оставил общую лит-ру, только изредка возвращаясь к ней впоследствии.
Имя
его известно почти исключительно в детской лит-ре. Он не был писателем по
профессии и работал над своими произведениями очень медленно. А. переложил, или
вернее издал в приспособленном для детей виде, русские былины — «Книга о
киевских богатырях» [1875]. Эта книга приобрела большую популярность и много
раз переиздавалась.
Затем
последовал ряд оригинальных сказок для детей («О пчелке Мохнатке», «О
муравье-богатыре» и др.). В середине 80-х гг. А. начинает издавать ряд повестей
из жизни писателей («Отроческие годы Пушкина», 1886, «Юность Пушкина», 1888,
«Гоголь-гимназист», 1897, «Гоголь-студент», 1898, «Школа жизни великого
юмориста», 1899, «Детские годы Моцарта», 1901, «Создатель русской оперы —
Глинка», 1903, «Молодость Пирогова», 1909).
Другая
группа сочинений А. — его исторические повести, не поднимавшиеся выше обычных в
то время исторических повестей и романов Данилевского, Соловьева, Мордовцева и
др. Но все они были приспособлены к чтению подростками. В них больше рассказа о
приключениях и описаний быта, чем психологии действующих лиц.
Наконец
третью группу представляют воспоминания детства и молодости («Листки из детских
воспоминаний» и др.), о виденном и пережитом («Перед рассветом», «За тридцать
лет»). Повесть «Перед рассветом» рисует картины крепостного быта накануне
отмены крепостного права и воспроизводит психологию сторонников и врагов этой
отмены в помещичьей среде.
Цель
писательской деятельности Авенариуса — передача полезных сведений юным
читателям. Его произведения проникнуты «благонамеренными» взглядами, что в свое
время и облегчило им доступ в царскую школу в качестве «рекомендованной»
лит-ры.
Список литературы
Венгеров
С. А., Критико-биографический словарь, т. I, СПБ., 1915
Чехов
Н. В., В. П. А., «Педагогический листок», кн. 5, 1915 (в ст. хронологический
перечень произведений).
|