Архимандрит Фотий
Архимандрит Фотий
Минаков А. Ю.
Архимандрит
Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) (6.VI.1792, погост Спасский, Новгородского
уезда - 1838) был видным русским церковным консерватором первой трети XIX в.
Он
родился и вырос в семье чтеца церкви Преображения Господня Спасского погоста
Новгородского уезда Никиты Федоровича, в суровых жизненных условиях, в крайней
бедности. Петр получил начальное домашнее образование, был научен отцом грамоте
и стал чтецом в церкви. Через родственников, в десятилетнем возрасте, Петр был
пристроен певчим в Казанский собор, в Петербурге. Однако там плохо кормили,
нравы были грубыми, Петра часто обижали, в результате, он тяжело заболел и был
отправлен к родителям на излечение. Тогда же Петра впервые посетили мысли о
монашестве, как единственно верном пути спасения души.
В
январе 1803 г. Петр был принят в Новгородскую семинарию. По тогдашнему обычаю,
ему дали фамилию Спасский, в честь его места рождения и для спасения души. В
семинарии преподавались греческий, латинский, французский и немецкий языки;
история, география (гражданская и библейская), медицина, естественная история,
основы архитектуры, рисование, красноречие, математика. Петр стал первым
учеником и первым певчим в семинарском хоре, много читал церковные книги,
отличался примерным поведением и благочестием. Из-за крайней бедности Петр
постоянно недоедал, был лишен нормальной одежды. При этом Петр вел аскетический
образ жизни, избегал мир и его соблазны. В 1814 г., окончив курс семинарии,
Петр, в числе лучших учеников, был направлен в Петербургскую духовную академию,
ректором которой был Свят. Филарет (Дроздов) Тогдашний ректор петербургской
семинарии, Иннокентий (Смирнов), глава цензурного комитета академии и церковный
писатель, ставший в дальнейшем епископом Оренбургским, а затем Пензенским и
Саратовским, стал его покровителем, духовным отцом и учителем. Он повлиял на
Петра исключительно сильно, будучи человеком высоких аскетических воззрений и
образа жизни. Учился Петр в академии хорошо, но в 1815 г. по болезни был
вынужден оставить ее, и был определен учителем латинского и греческих языков,
славянских языков, славянской грамматики, церковного устава и Закона Божьего в
Александровское духовное училище. Главной его обязанностью были проповеди,
которые Петр готовил ответственно и усердно, используя в них
церковно-славянский язык. Одновременно он начал изучать книги масонов и
протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли,
которые в них обильно содержались. По благословению Филарета и Иннокентия в
феврале 1817 г. Петр был пострижен двумя архиереями в монахи и рукоположен в
иеромонахи с именем Фотия. Это имя он получил в честь патриарха
Константинопольского, возведенного в сан за три дня и несколько раз отлучавшегося
от сана за исповедание Православия. По протекции Иннокентия и Филарета Фотий
был назначен законоучителем во второй кадетский корпус. Уже в то время Фотий
отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во
власяницу и носил вериги, что сильно сказывалось на его здоровье. Ученики его
уважали и усердно посещали его предмет и показывали на экзаменах хорошие
знания. Для них Фотий написал учебник по закону Божьему ІОгласительное
Богословие Кафолическое и Апостольские веры восточной церквиІ. Вскоре Фотий был
назначен благочинным и главным законоучителем в кадетском корпусе. В 1818 г. он
был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской Лавры. В этот период
окончательно оформляются религиозно-философские воззрения Фотия.
С
первого же года своей работы Фотий резко выступил против господствовавших в то
время в дворянском обществе мистических учений, или, как он сам писал,
"против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и
прочих". В автобиографии Фотий писал, что он получил "изведение свыше
во сне и разных откровениях, что подобает ему изыти на подвиг против тайных
всех обществ". Через своих учеников и почитателей Фотий собирал
разнообразную информацию о деятельности масонских лож, мистических изданиях и
пр. Им был составлен список из множества мистических и масонских книг, которые
он поделил на “бесовские”, “еретические и антихристианские”, “революционные” и
“масонские”. Как убежденный православный, Фотий отвергал книги "масонские
и магические", а также те, в которых проповедовались идеи английского
материализма и французского "вольнодумства и сквернословия",
"ядовитая немецкая философия Канта, Фихте и Шеллинга”, “содержащие учения
методистов и квиетизма”, гадательные книги, гороскопы, сонники и т.п. Особую
неприязнь у Фотия вызывал А.Ф. Лабзин – известный масон, издатель журнала
*Сионского Вестник*, а также писания Юнга-Штиллинга и проповеди И.Е. Госснера,
в которых утверждалось, что сатана действует через официальную Церковь и
священство.
Кроме
того, Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности
Российского Библейского общества, которое распространяло под видом введения
универсальной религии протестантскую и масонскую литературу, переводило Библию
на литературный язык. Обличал он и деятельность сект скопцов, общества Е.Ф.
Татариновой, проповедников мистических учений баронессы В.-Ю. Крюденер, И.
Линдля, И.-Л. Фесслера, И.-Е. Госснера и др. При этом Фотий был убежден, что
все эти явления возникли в результате того, что Александр I попал под сильное
влияние участников масонского заговора Р. А. Кошелева (известный масон, «серый
кардинал», консультировавший императора по религиозным вопросам с 1810 по 1823
г.), А. Н. Голицына (министр духовных дел и народного просвещения, который проводил
экуменическую политику и внедрял протестантский мистицизм и масонство в сферу
образования и культуры) и М. М. Сперанского (известный либеральный реформатор и
мистик).
Встав
на путь борьбы с масонством и сектантством, Фотий нажил себе многочисленных влиятельных
врагов. Инспектор корпуса, в котором он преподавал, генерал И.В. Бебер, видный
масон (он был "великим памятным мастером" ложи *Астреи", с его
именем масонская традиция связывала посвящение Александра I в масоны и
последующее негласное разрешение на работу лож) одним из первых распустил слух
о том, что Фотий сошел с ума после того, как тот, сделав несколько копий с
масонского устава и написав на нем: *Катехизис масонов, верующих в антихриста,
дьявола их сатану*, раздал их кадетам.
В
это время складывается весьма неоднородная по своему составу православная
оппозиция (митрополит Михаил (Десницкий), архимандрит Иннокентий (Смирнов),
графиня А.А. Орлова-Чесменская, П.А. Кикин, начальник канцелярии по принятию
прошения на высочайшее имя, П.С. Мещерский – вице-президент Библейского
общества, архимандрит Герасим (Князев, настоятель Московского Симонова
монастыря, С.И. Смирнов, А.С. Шишков, С.А. Ширинский - Шихматов, секретарь –
переводчик Московской медико-хирургической академии, духовный писатель, о. Михаил,
священник церкви Ризы Спасителя Христа и др.), которая действовала
конспиративно, пытаясь посильно противостоять наплыву мистицизма и масонства.
Взгляды ее представителей в основном совпадали с позицией Фотия. Они считали
Библейское общество антиправославным, уравнивающим Православие с другими
конфессиями, масонами и мистиками, выступали против перевода Библии на
современный светский язык взамен церковно-славянского. Действия приверженцев
Библейского общества и князя А.Н. Голицына, как главы министерства духовных дел
и народного просвещения, в котором дела православные велись наряду с делами
католическими, протестантскими, магометанскими и еврейскими оценивались как
опасная ересь, ведущая к революции, подрыву Православия и самодержавной
монархии. Особое отторжение у них вызывало издание книг антиправославного
содержания. Фотий, один из самых ярких представителей православной оппозиции,
так характеризовал тогдашнюю духовную атмосферу: Іпротив Православия явно была
брань словом, делом, писанием и всякими образами и готовили враги новую,
какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру
Христову искоренить.І
В
1819 г. на деятелей православной оппозиции начались гонения. Наставник и
покровитель Фотия Иннокентий пропустил, как цензор, в печать книгу Е. И.
Станевича, литератора, близкого к кругу А.С. Шишкова, "Беседа на гробе
младенца о бессмертии души, тогда токмо утешительном, когда истина оного
утверждается на точном учении Веры и Церкви", в которой автор обличал с
православных позиций «внутреннюю церковь» - мистические увлечения образованного
обшества. С подачи кн. А.Н. Голицына Иннокентию был объявлен высочайший выговор
от Александра I. Поначалу его отослали из столицы в Оренбург, с назначением
епископом Оренбургским, но затем по просьбе княгини С. С. Мещерской,
митрополита Михаила и епископа Филарета, Иннокентия назначили епископом Пензы и
Саратова, но по пути туда он сильно заболел и, прибыв в Пензу, через несколько
месяцев скончался. Станевич был выслан из Петербурга, тираж его книги
уничтожен. Перед смертью Иннокентий порекомендовал Фотия в качестве духовного
отца графине А.А. Орловой-Чесменской, камер-фрейлине, владелице огромного
состояния, полученного от ее отца, графа А.Г. Орлова. Под духовным
водительством Фотия графиня вскоре стала строго соблюдать обряды и предписания
Православной Церкви, вести аскетический образ жизни. Главное же – она на
протяжении всей своей дальнейшей жизни оказывала Фотию огромную материальную
помощь в деле восстановления тех монастырей, настоятелем которых он в
дальнейшем являлся.
В
апреле 1820 г. Фотий прочитал проповедь "Бога бойтесь, царя чтите" в
Казанском соборе. Ее направленность обратила на себя внимание директора
департамента духовных дел А.И. Тургенева, сотрудника А.Н. Голицына, который, в
результате, способствовал опале Фотия. Митрополит Михаил в июле 1820 г.
предложил Фотию стать игуменом захудалого третьеклассного Деревяницкого
новгородского монастыря, фактически удалив его из Петербурга в почетную ссылку.
Весь 1821 г. Фотий был занят восстановлением монастырского хозяйства, полностью
прекратив общественную деятельность. При этом ему помогала графиня
Орлова-Чесменская, которая присылала в монастырь щедрые пожертвования,
хлопотала о возвращении Фотия в Петербург, сообщала столичные новости. В следующем
году ситуация изменилась: митрополит Серафим (Глаголевский) в январе 1822 г.
возвел Фотия в архимандриты второразрядного Сковородского монастыря в
Новгороде. В марте 1821 г. умер митрополит новгородский и петербургский Михаил.
Новым митрополитом стал Серафим, который пригласил в Петербург Фотия, куда он и
прибыл в апреле 1822 г. Благодаря влиянию и связям графини Орловой-Чесменской,
знакомства с Фотием стали искать важные сановники. В мае 1822 г. Фотий
познакомился с министром духовных дел и народного просвещения князем А.Н.
Голицыным. Последний, поддерживая антиправославные течения, очевидно, решил
"приручить" Фотия, дабы получить от этого определенные политические
выгоды, часто встречался с ним, вел духовные беседы, переписывался с ним,
называл его "духовным учителем" и "златоустом". В свою
очередь, Фотий, по благословению митрополита Серафима, пытался повлиять на
Голицына в православном духе, «обратить на правый путь» и принудить его
отказаться от «потворства» масонам, сектантам, мистикам и Библейскому обществу.
Так
или иначе, именно Голицын явился инициатором первой беспрецедентной аудиенции
Фотия с Александром I. Она произошла 5 июня 1822 г. Аудиенции этой придавали
большое значение, как Голицын, так и митрополит Серафим. Беседа шла "о
делах веры и церкви", «злых тайных обществах». 1 августа 1822 г. в
Александр I издал рескрипт министру внутренних дел В.П. Кочубею о запрещении
масонских лож и тайных обществ на территории Российской империи. Эту меру
традиционно связывают с внушениями, сделанными Фотием Александру I во время
аудиенции.
21
августа 1822 г. Фотий был назначен архимандритом древнейшего в России
первоклассного Юрьева монастыря, который был одной из древнейших русских
обителей, основанных в 1030 г. Однако, к 1822 г. он находился в ветхом
состоянии, братия его была малочисленна. С приходом Фотия все изменилось,
монастырь стремительно обновлялся, поскольку А.А. Орлова-Чесменская жертвовала
на монастырь гигантские деньги. Кроме того, Фотию удалось добиться значительной
правительственной субсидии на восстановление монастыря. В этот период про Фотия
и Орлову распространяют грязные сплетни, которые, к сожалению, нашли свое
отражение в непристойных эпиграммах Пушкина.
В
1823 г. происходит знакомство Фотия с М.Л. Магницким, который к тому времени
окончательно утвердился в Православии и стал активным участником православной
оппозиции. В следующем году ее участники «переходят в наступление», что нашло
выражение в «деле Госснера», которое послужило одним из поводов к отставке
Голицына. Пастор И.-Е. Госнер был активным деятелем Библейского общества,
вызывавшим особенное отторжение у православной оппозиции. Его книга «Евангелие
от Матфея» была при попустительстве Голицына пропущена цензурой в мае 1823 г. В
ней он обрушивался на обряды Христианской Церкви, объявлял их греховными,
критиковал духовенство, как посредника между Богом и человеком. Главное же - в
книге содержался открытый призыв к христианам не повиноваться властям,
преследующим «истинных» христиан. В марте 1824 г. листы книги Госснера были
выкрадены из типографии по распоряжению обер-полицмейстера и переданы Серафиму,
написавшему опровержение на нее, которое было отправлено Александру I.
12
апреля 1824 г. Фотий, который был вызван еще в феврале митрополитом Серафимом в
Петербург, посылает императору письма, под названием «Пароль тайных обществ или
тайные замыслы в книге «Воззвание к человекам о поледовании внутреннему
влечению Духа Христова» и «О революции через Госнера, проповедываемой среди
столицы всем в слуху явно уже», в которых содержался разбор книги Госснера и
некоторых других мистических изданий. Архимандрит писал царю: ІБог любит
церковь нашу, тебя - царя и народа поэтомуоткрываю: можно
весь план (составленный для свержения самодержавия и уничтожения православной
церкви - ред.) разрушить.Граф Аракчеев все может исполнить, он
верен, - и об нем мне открыто в виденииІ. Фотий настаивал на том, чтобы
Александр I отдалил от себя Р. А. Кошелева и А.Н. Голицына, ликвидировал
Библейское общество и министерство духовных дел и народного просвещения,
передал Св. Синоду надзор за просвещением, запретил все секты и прекратил
издание мистической литературы. Слова об А.А. Аракчееве были не случайны, к
этому моменту он направлял действия православной оппозиции в нужное русло.
Таким
образом, Фотий первым отправил царю послания, в котором обличалась вся та
политика в религиозной сфере, которую Александр I проводил в течение почти
всего своего царствования. Для этого требовалась горячая вера и незаурядное
мужество, поскольку такого рода обличения могли закончиться для обличителя
опалой и ссылкой. Однако царь прислушался к Фотию и отказал во встречах Р.А.
Кошелеву. 17 апреля 1824 г. состоялась многочасовая встреча Александра I c
митрополитом Серафимом, в ходе которой владыка повторил основные требования
православной оппозиции, уже сформулированные в вышеупомянутом письме Фотия. 20
апреля Фотий был тайно вызван к императору и еще раз повторил свои обличения.
Очевидно, что увещевания Фотия и Серафима сыграли определяющую роль в
дальнейших событиях. 22 апреля Комитет Министров по докладу А.С. Шишкова,
который действовал «параллельно» с деятелями Церкви, осудил книгу Госснера и
отдал распоряжение о начале следствия над теми лицами, которые были виновны в
ее издании. 25 апреля были изданы два указа: о высылке Госснера из России и о
новом порядке цензуры, согласно которому не Голицын, а митрополит Серафим
определял судьбу книг духовного содержания.
Попытка
Голицына запугать Фотия, которому он направил угрожающее письмо, привели к
тому, что 25 апреля 1825 г. в доме Орловой-Чесменской, Фотий предал анафеме
князя, за оскорбление Церкви и Государя. Фотий вторично сильно рисковал,
посколько право предавать кого-либо анафеме принадлежало лишь св. Синоду и он,
таким образом, мог стать жертвой уголовного преследования. Однако Фотий лишь
получил высочайший выговор, который последовал спустя почти два месяца, 14
июня, во время личной аудиенции у Александра I, когда Голицын уже потерял
важнейшие посты.
Став
главным действующим лицом православной оппозиции, Фотий направил Александру I
еще несколько посланий, в которых обвинял в разрушительной деятельности тайные
общества, прежде всего иллюминатов, и настаивал на осуществлении ранее
сформулированных требований православной оппозиции («План разорения России и способ
оный план уничтожить тихо и счастливо» [29 апреля 1824 г.], “План революции,
обнародованный тайно, или тайна беззакония в книге “Победная повесть” [7 мая
1824 г.], “Обозрение плана революции, или тайны беззакония, деемой ныне в
России и везде”, “ Число зверино в Апокалипсисе 666”, “О действиях тайных
обществ на Россию через Библейское общество”[14 июня 1824 г.], “Открытие
заговора под звериным апокалипсическим числом 666 и о влиянии Англии под тем
предлогом на Россию”, “О революции под именем тысячелетнего царствия Христова,
готовой в 1836 году в России через влияние тайных обществ” [6 августа 1824 г.],
“Дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой в тайне” [7
августа 1824 г.] ).
15
мая 1824 г. князь Голицын был отстранен от должности министра духовных дел и
народного просвещения, а само министерство было упразднено. Руководители
Библейского общества лишились своих постов. Во главе министерства народного
просвещения и главноуправляющим духовными делами иностранных вероисповеданий
стал А.С. Шишков, православная часть отошла к синодальному обер-прокурору, а
доклады Синода теперь должны были представляться через Аракчеева. 17 мая 1824
г. Александр I подписал рескрипт о сложении Голицыным звания президента
Библейского Общества, на этом посту его сменил митрополит Серафим, который был
назначен главным цензором всех сочинений и переводов, издаваемых на русском
языке. За Голицыным оставался лишь пост главноуправляющего над почтовым
департаментом.
Таким
образом, реальная власть в сфере конфессиональных отношений, просвещения и
цензуры перешла к представителям православной оппозиции. В дальнейшем именно их
позиция оказала определяющее влияние на выбор политики в сфере образования и
религии в царствование Николая I. Решающую роль в этих событиях сыграл
архимандрит Фотий.
Последним
деянием Фотия в последние годы царствования Александра I было участие, наряду с
А.А. Аракчеевым, А.С.Шишковым и митрополитом Серафимом, в следствии по делу
секты донского есаула Е.Н. Котельникова, появление которой было вызвано
пропагандой Библейского общества. Секта была ликвидирована, а ее создатель
закончил свои дни в Соловецком монастыре.
В
царствование Николая I Фотий, выполнив свою миссию по защите Православия и
Православной Церкви, сходит с общественной сцены и уединяется в Юрьевом
монастыре. На первых порах новый монарх оказывал Фотию свое расположение. 6
февраля 1826 г. он объявил благодарность Фотию и разрешил ему писать лично
государю обо всем в любое время. 12 апреля 1826 г. Николай I ликвидировал
Российское Библейское Общество по представлению митрополитов Серафима и
Евгения. Однако по его же повелению, «дело Госснера» было прекращено а его
участники оправданы. Кроме того, с политической сцены были удалены ведущие
фигуры православной оппозиции – А.А. Аракчеев, М.Л. Магницкий и др.
В
1827 г. император дал согласие на то, чтобы архимандрит Фотий пожизненно
оставался настоятелем Юрьева монастыря. После утраты влияния Фотия на царя,
после его сошествия с вынужденной для него политической сцены, его противники
взяли над ним своего рода реванш, распространяя потоки клеветы, представляя его
развратником, лжецом и лицемером, исказили и «демонизировали» в глазах
большинства современников образ архимандрита. В глазах власти и общества Фотий
был скомпрометирован. Сам Фотий не придавал грязным сплетням значения, положив
все свои силы на восстановление Юрьева монастыря и введние монастырских правил
по образцам древнего благочестия. Он ввел в монастыре общежитийный устав,
предполагавший у братии общую трапезу и одежду, возродил древнее «столповое»
пение, исцелял бесноватых, ввел хитоны в качестве монашеского одеяния. При этом
Фотий еще более ужесточил к себе требования монашеской аскезы: наряду с
ношением власяницы и вериг он подолгу уединялся в особом скиту, где проводил время
в молитвенных подвигах рядом с приготовленным гробом, юродствовал, накладывал
на себя обет молчания, не принимал пищи во время поста и т.д. Такого рода
подвиги были необычными уже в то время.
К
концу жизни недуги болезненного Фотия развивались все сильнее и сильнее.
Несмотря на болезнь, Фотий продолжал вести крайне аскетический образ жизни, но
7 января 1838 г. он окончательно слег в постель и не вставал более. Умер он 26
февраля, во втором часу дня, на руках у своей духовной дочери, графини
Орловой-Чесменской.
Архимандрит
Фотий был погребен в Юрьевом монастыре, в усыпальнице в церкви Похвалы
Богородицы. Орлова - Чесменская пережила Фотия более чем на 10 лет. При жизни
Фотия она потратила на восстановления монастыря 700 тысяч рублей, а после его
смерти потратила на дела благотворительности около 25 миллионов рублей. Перед
смертью она приняла постриг под именем Агнии. Умерла она 5 октября 1848 года на
64 году жизни, в келье настоятеля Юрьева монастыря. Похоронили ее рядом с
Фотием.
В
годы богоборческой советской власти Юрьев монастырь был разорен, а в 1932 г.
советский археолог М.К. Каргер осквернил прах Фотия и Орловой-Чесменской.
Усыпальница была вскрыта, а останки разметаны по всему склепу. По преданию,
верующие сохранили прах Фотия и погребли его в отдельной могиле, которая
сохранилась по сей день.
Сочинения:
Архимандрит
Фотий (Спасский). Автобиография Юрьевского архимандрита Фотия * *Русская
старина. 1894. Т.81. № 3-5; Т.82. № 7, 9, 10; 1895. Т.83. № 2, 3; Т.84. № 7, 8,
11, 12; 1896. Т.87. № 7, 8.
Письма
желающим приобрести и сохранить духовное благополучие среди суеты [б.м.], 1998.
Список литературы
Иоанн
(Снычев), митр-т. Жизнь и деятельность м-та Филарета. Тула. 1994.
Карнович
Е. Архимандрит Фотий. Настоятель новгородского Юрьева монастыря ** Русская
старина. 1875. №№ 7,8.
Кондаков
Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция
(1802-1825). Санкт-Петербург. 1998.
Кондаков
Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000.
Миропольский
С. Фотий Спасский, юрьевский архимандрит ** Вестник Европы. 1978. №11,12.
Морошкин
И. Архимандрит Фотий * *Русская старина. 1876. №10.
Попов
К. Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность *
*Труды Киевской Духовной Академии. 1875. №№ 2,6.
Пыпин
А.Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I. Пг., 1916. Т.1: Религиозные
движения при Александре I. 1916.
|