Аристотель
Аристотель
Аристотель
(384-322 до н.э.) - греческий философ, "величайший мыслитель
древности", древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Аристотель
родился в Стагирре, он является сыном врача и естествоиспытателя Никомаха.
В
367 до н.э. переехал в Афины. В течение 20 лет посещал академию Платона,
сначала учеником, а потом и собеседником.
В
335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем.
Он вместе со своими учениками даёт 158 видов устройств государства. Он
профессиональный учёный и учитель. Аристотель был авторитетен, и являлся
наставником Александра Македонского.
Аристотель
обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других
дисциплин, в том числе и риторики. Его важнейшие сочинения:
"Метафизика", "Физика", "О душе",
"Этика", "Политика", "Категории", "Аналитика
I", "Аналитика I I".
В
своих сочинениях Аристотель рассматривает важнейшие философские категории:
-
количество и качество;
-место
и время;
-причина
и следствия;
-форма
и содержание вещей…
Говоря
о вещах, Аристотель выделяет и группы причин этих вещей:
-её
форма - "что это? "
-материя,
то из чего это состоит…
Аристотель
написал труд "Об искусстве риторики", или "Риторика"
написанном около 330 г. до н.э., сочинение состоит из трёх книг.
В
отличие от предшествующих софистических руководств, построенных по принципу
хрестоматий, где лучшие образцы риторического искусства предназначались для
заучивания неофитами, Аристотель создал стройное теоретическое учение о
принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.
В
первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется, как
"способность находить возможные способы убеждения относительно каждого
данного предмета…".
Аристотель
выделяет три вида таких способов:
"одни
из них находятся в зависимости от характера говорящего";
"другие
- от того или другого настроения слушателя";
"третьи
- от самой речи".
Во
второй книге "Риторики" Аристотеля говорится о "причинах,
возбуждающих доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и
благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте,
происхождении и общественном положении слушателей, учит приёмам убеждения и
отводит много места логическим доказательствам.
Третья
книга "Риторики" посвящена самой речи. Большое внимание уделяется
стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.
Аристотель
поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел, а обобщил
сделанные ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и
свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического
произведения". Оба трактата Аристотеля "Поэтика" и
"Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме словесного
выражения (только в "Поэтике" Аристотель больше внимания уделял
поэтическим, "художественным" жанрам - эпосу и трагедии, а в
"Риторике" обратился непосредственно к теории аттической прозы -
опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой
греческой риторики).
Аристотель
настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве видел
способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей: "...люди
от природы в достаточной мере способны к нахождению истины и по большей части
находят ее... Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей
природе сильнее своих противоположностей, а если решения постановляются не
должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими
противоположностями, что достойно порицания".
Высказывания
Аристотеля:
"Говоримое,
должно быть рассчитано на слушателя и сказано правильно, то есть верно, и
притом неожиданно".
"Не
убеждать, но в каждом отдельном случае находить способы убеждения".
"Платон
мне друг, но истина дороже".
"Порядочность
и порядочный человек - это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет
законное право".
"Сознательный
- это человек, способный судить о том, что пропущено законодателем, и
понимающий, что опущенное, тем не менее, справедливо".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
|