Антоний Римлянин
Антоний Римлянин
Карпов А. Ю.
Антоний Римлянин (ум.
1147/48), основатель и первый игумен новгородского Рождество-Богородицкого Антониева
монастыря.
Житие преп. Антония
сообщает о том, что он был уроженцем г. Рима, принял монашеский постриг в 18-летнем
возрасте в некой "пустыни", пробыл в ней двадцать лет и после разорения
обители "латинянами" еще год с лишним провел на камне близ берега моря,
после чего чудесным образом — минуя "теплое" море, Неву, Ладожское озеро
и Волхов — приплыл на камне в Новгород. Впрочем, прозвище "Римлянин" появляется
в источниках лишь со второй половины XVI в. (наиболее ранние списки Жития); летописи
же никоим образом не намекают на "римское" или вообще иноземное происхождение
основателя Антониева монастыря, так что современные исследователи склонны считать
это не более чем легендой, появившейся в эпоху утраты Новгородом своей государственности.
Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что в XII в. словом
"римлянин" мог называться выходец не только из самого Рима, но и из другой
части Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и
купец, торгующий с этими землями.
Известно, что Антоний
появился в Новгороде при жизни епископа Никиты (т. е. не позднее января 1109 г.).
Житие называет точную дату, когда это произошло: сентябрь 1106 г. (5 сентября указанного
года камень, на котором находился преподобный, оторвало от берега, и спустя два
дня и две ночи он уже был в Новгороде), однако насколько эта дата достоверна, сказать
трудно. Несомненно, Антоний был весьма состоятельным человеком. (В Житии приведены
чудесные обстоятельства, при которых он возвратил богатство, утраченное им ранее.)
В копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония, в которой он "возвещает",
что "изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но
токмо благословение от Никиты епискупа". За земли и "тони", на которых
возник основанный им монастырь, Антоний уплатил из собственных денег 70 гривен и
еще 100 гривен "на селе… на Волховскомъ".
В Новгородской Первой
летописи имя Антония упоминается начиная с 1117 г. в связи с активным каменным строительством,
развернувшимся в основанной им обители. В 1117 г. Антоний "заложи церковь камяну
Святыя Богородиця манастырь"; эта церковь была завершена строительством в
1119 г.
В 1125 г. Богородицкая
церковь была расписана, о чем также сохранилась запись в летописи, а спустя два
года, в 1127 г., Антоний закладывает в своем монастыре каменную трапезную. Таким
образом, Антониев монастырь очень быстро превращается в один из наиболее богатых
и влиятельных новгородских монастырей.
Тем не менее в течение
длительного времени Антоний возглавлял монастырь, не имея сана игумена. По предположению
В. Л. Янина, это могло быть следствием некоего конфликта между основателем монастыря
и новгородским епископом Иоанном Попьяном (1110—1130), что в свою очередь отражало
более широкий конфликт, существовавший между новгородцами и новгородским епископом.
И в самом деле, в духовной грамоте Антония Римлянина (ее предположительно датируют
временем не позднее 1131 г.) ощущается откровенно неприязненное отношение к епископской
(и, к слову сказать, княжеской) власти, заведомое осуждение возможного в будущем
перехода монастыря под покровительство новгородского владыки: "А которои братъ
нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ… или ото
князя начнетъ по насилью деяти кому или по мзде, да будетъ проклятъ; или епискупъ
по мзде начнетъ кого ставити… да будетъ проклятъ".
Лишь после появления
в Новгороде нового владыки, Нифонта (1 января 1131), Антоний был поставлен им в
игумены основанной им обители (1131/32, возможно, в конце января — феврале
1132). Преставился преп. Антоний в 1147/48 г. (согласно Житию, 3 августа 1147; по
летописи, скорее, зимой 1147/48).
Преп. Антоний был погребен
в построенной им церкви Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, его почитание в монастыре
началось уже вскоре после его кончины. В Житии преп. Антония, составленном в
XVI в., повествование ведется от имени его ученика и преемника Андрея, второго игумена
Антониева монастыря (1147—1157); не исключено, что книжник XVI в. воспользовался
подлинным кратким Житием святого, действительно написанным Андреем в XII в., но
не дошедшим до нас. Больше оснований говорить о прославлении преподобного начиная
с XVI в., когда при игумене Вениамине (1547—1552) в монастырь с берега Волхова был
перенесен камень, на котором Антоний якобы приплыл в Новгород (камень сохранился
до сих пор), и на камне был написан образ святого; позднее, при игумене Кирилле
(1580—1594), образ был поновлен. 3 августа 1597 г. состоялось обретение мощей преп.
Антония и их перенесение в окованную серебром раку в Рождественском соборе; тогда
же преп. Антоний Римлянин был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1731 г.
мощи переложены в новую, также окованную серебром кипарисовую раку. В 1927 г., в
разгар антицерковной кампании, рака преп. Антония Римлянина была вскрыта, мощи вынуты;
их нынешнее местонахождение неизвестно.
Церковная память преп.
Антония Римлянина празднуется 17 января (день памяти преп. Антония Великого), 3
августа (день перенесения мощей), а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе
Новгородских святых.
Как уже было сказано,
в копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония. Вместе с нею в том же списке
читается купчая на землю для Антониева монастыря, тогда же (т. е. в XVI в.) атрибутированная
преподобному. Однако относительно ее подлинности в литературе были высказаны различные
мнения: согласно одной точке зрения, эта купчая является поновленной копией с оригинала;
по-другому, она представляет собой фальсификат XVI в.
В новгородском Софийском
соборе сохранялось медное паникадило, принадлежащее, по преданию, преп. Антонию
Римлянину; в Антониевом монастыре до 20-х г. XX в. хранились две приписываемые преподобному
камчатые ризы.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|