Антокольский Марк Матвеевич
Антокольский Марк Матвеевич
Годы жизни: 1843г. - 1902г.
Крупнейший
скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в
1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после
изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих,
которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию — лепил или
вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую
резчика по дереву. С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии
художеств. В Петербурге художник сближается с И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым,
И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится
другом И. Е. Репина. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его
смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы "Еврей
- портной" (1864, ГРМ) и "Еврей - скупой" (1865, ГРМ),
отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и
реалистичность произведений художника. "Таких вещей, — писал В. Стасов, —
у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все
некогда было заниматься такими пустяками... как жизнь и правда, им надо было
парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы
счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в
пустыне".
Психологизм,
свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда
обращается к историческому сюжету в горельефе "Нападение инквизиции в
Испании на евреев, тайно справляющих Пасху" (1869, ГТГ).
Вехой
в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871,
бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная
на Первой передвижной выставке. Образ "мучителя и мученика", как
называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием
передового национального искусства и литературы. Успех произведения был
грандиозным. Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем
заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким
необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта,
но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли".
Лишенная канонической риторики, скульптура "Иван Грозный"
по-настоящему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед
которым трепетала вся русская земля".
Триумф
Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили
скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов.
В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский
вынужден отправиться за границу — в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка
приезжает на родину. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены
к России. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой
свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко
всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом
тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня", — писал
Антокольский В. В. Стасову.
По
приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в
России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором
воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России,
"мужавшей с гением Петра". Эта статуя послужила основой для создания
памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в
Петергоф, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской
галерее и Русском музее. Сравнение двух, почти одновременно созданных,
произведений—"Иван Грозный" и "Петр I" — наглядно
показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для
воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.
Одновременно
с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста
через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III,
которые должны были стать своеобразной "скульптурной галереей"
крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь,
однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Этой работой
словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского
влекут новые герои, новые характеры. "Сильный драматизм, кипучесть,
волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений,
— писал В. В. Стасов. — Прежняя бурная активность его героев исчезла, она
сменяется благодушной пассивностью, впрочем полною поэзии, человечности,
светлой душевности, негодования к злу и неправде". Первым в ряду новых
образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ;
мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он
"представляется в XIX веке". Не случайно к этому образу обратились
Крамской, Ге, Поленов и другие. В образе, созданном Антокольским, — трагизм
"реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит
перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. В облике Христа —
немой укор: "Что вы со мной сделали?" и решимость убежденного
проповедника: "Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю
в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют". Вместе с тем, созданный
скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого
чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой "трудной
простоте" образа и стремится Антокольский: "В статуе я хотел создать
тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной..." При всем
различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее — это
стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы
"Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882,
мрамор, ГРМ). Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел
создать образ Мефистофеля. Его "Мефистофель", названный ранее
"XIX век" (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение — мрамор, ГТГ),
—не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного
сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают
образу особую выразительность.
В
этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из
его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище
в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств).
Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко
ценил; потому в памятнике и выражено сильное и искреннее чувство. Большое
значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из
Рима: "...У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей,
которые есть у нас на Руси... А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо
большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые
ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны..." Антокольским
выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е.
Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е.
Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.
В
80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Вдохновленный
образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую
"Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ). В 1891 году он завершает еще
две работы—майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и бронзовую статую
"Ермак" (ГРМ). В обоих образах Антокольский также видел тех, кто
определял "будущность России". Если Ярослав — средоточие напряженной,
ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то "Ермак" — весь —
мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он
словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба
легендарному покорителю Сибири. "Мне хотелось в нем выразить русскую
смелость, удальство, при полной бодрости, силе", — писал скульптор В.
Стасову.
В
1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее
по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его
работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам
недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В. Стасова,
скульптор тяжело переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.
В
Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм ("Сон",
"Мечта", "Русалка", "Спящая красавица").
М.
М. Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен
скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/
|