Анастасия Ярославна
Анастасия Ярославна
Карпов А. Ю.
Анастасия
Ярославна, королева Венгрии (ум. ранее 1094), дочь князя Ярослава Владимировича
Мудрого (ум. 1054), супруга венгерского короля Андрея (Эндре) (ум. 1061).
В
русских источниках не упоминается. Имя Анастасия приведено лишь в
"Польской истории" Яна Длугоша (XV в.), причем вписано в рукопись
рукой самого польского хрониста. Во всех же остальных источниках, как
венгерских, так и немецких, рассказывающих о браке венгерского короля Андрея
(Эндре) с русской княжной, последняя по имени не названа. Насколько можно
доверять Длугошу в данном случае, неясно, так что, строго говоря, имя Анастасия
следует считать в известной степени условным.
Судя
по дате брака (см. ниже), Анастасия могла быть старшей дочерью Ярослава и его
супруги, шведки Ирины-Ингигерд (ум. 1050/51). Впрочем, и об этом можно говорить
лишь предположительно.
Относительно
даты брака мнения историков расходятся: одни называют 1038/39 г., другие — 1046
г. На взгляд автора данной статьи, имеются основания датировать брак временем
не позднее 1040/41 г. Дело в том, что старшая дочь Андрея и Анастасии
Адельхейда, ставшая впоследствии женой чешского князя Вратислава II, умерла в
1062 г., родив мужу четверых детей; из этого следует, что она вышла замуж
(достигла детородного возраста) не позднее 1058 г., а значит, родилась вряд ли
позднее 1042 г.
Об
обстоятельствах, предшествовавших заключению брака, рассказывают (без
каких-либо дат) венгерские источники. Муж Анастасии Андрей вместе с братьями
Белой и Левенте был вынужден бежать из Венгрии после расправы над их отцом
Вазулом, учиненной королем Иштваном (Стефаном) I Святым. Братья оказались
сначала в Чехии, затем в Польше (где Бела и остался, женившись на дочери
польского князя Мешка II), затем на Руси, в "Лодомерии"
(Владимире-Волынском), однако правитель этой части Руси, названный в венгерском
источнике "королем" (наместник Ярослава?), их не принял, и Андрею и
Левенте пришлось бежать к "куманам" (печенегам?), после чего они
вновь оказались на Руси и на этот раз встретили теплый прием киевского князя
Ярослава Владимировича. Перемену в отношении к ним Ярослава вероятнее всего
связывать с кончиной короля Стефана (1038) и приходом к власти в Венгрии его
преемника Петра Орсеоло (1038—1041 и 1044—1046). Если мы правильно датируем
русский брак Андрея, то, очевидно, должны сделать вывод, что уже к началу 40-х
гг. XI в. (если не раньше) Ярослав поддержал Андрея в его претензиях на
венгерский престол, почему и решил выдать за него свою дочь. (Примерно в это же
время, ок. 1039 г., он выдает свою сестру Марию-Добронегу за претендента на
польский престол, а затем польского князя Казимира Восстановителя.)
Изменения
в судьбе Анастасии произошли в 1046 г., когда венгерская знать, недовольная
прогерманской политикой короля Петера, пригласила Андрея с братом в Венгрию. В
конце сентября Андрей вступил на престол, а весной 1047 г. короновался в
Секешфехерваре. Так дочь Ярослава стала королевой Венгрии.
О
ее пребывании в Венгрии сохранилось немало сведений. Известно, что в Венгрии
Анастасия родила двух сыновей: Шаламона (будущего короля) и Давида, а также по
крайней мере еще одну дочь. (Обращают на себя внимание ветхозаветные имена
обоих сыновей русской княжны.) Ее взаимоотношения с супругом в изображении
венгерских источников выглядят весьма трогательными: так, Андрей приобрел один
из замков, Комаром (современный Комарно в Словакии), в том числе и по той
причине, что "в тех местах любила жить его жена, потому что они были ближе
к ее родине". С другой стороны, известно, что у Андрея имелся сын от
наложницы (ситуация обычная для королевских семей).
Известно
также, что ближе к концу жизни (ок. 1057/58 г.) Андрей оказался разбит
параличом, так что "как в зимнее, так и в летнее время его носили н
носилках". Очевидно, что состояние здоровья мужа было немаловажным
фактором, определяющим положение Анастасии в Венгрии. Вероятно, не без ее
влияния Андрей короновал в качестве соправителя своего малолетнего сына
Шаламона.
В
Венгрии Анастасия оставалась православной (православие здесь в течение долгого
времени мирно уживалось с католичеством). С ее именем связано основание
нескольких православных монастырей. Один из них — во имя св. Аниана в Тихани на
озере Балатон — был фактически совместным с французским бенедиктинским
монастырем (св. Аниан — католический святой, покровитель Орлеана). Согласно
учредительной грамоте (датированной 1055 г.), обитель была основана "во
спасение души короля, его супруги, их сыновей и дочерей, а также живущей и
умершей родни". Рядом с монастырем имелось поселение монахов-отшельников —
скит с пещерными келиями (обозначенный в грамоте греческим словом
"петра" — "камень", и известный впоследствии под народным
названием "Русский камень"). Очевидно, что насельниками православной
обители были русские монахи, приехавшие сюда по приглашению русской королевы.
Предполагают, что этот скит имел прямые связи с киевским Печерским монастырем.
Другой православный монастырь был основан в Тормове: примечательно, что здесь
нашли прибежище монахи чешского православного Сазавского монастыря, изгнанные
из Чехии в 1055 г. Еще одним монастырем, основанным Анастасией, называют
монастырь в Вишеграде (Вышгороде).
В
1060 г. Андрей был свергнут братом Белой и вскоре умер. Анастасия с сыном и
невесткой, малолетней сестрой совсем еще юного германского короля Генриха IV
Юдитой, была вынуждена бежать в Баварию. (Дорога на Русь была для нее закрыта,
поскольку правивший в Киеве ее родной брат Изяслав Ярославич поддерживал Белу,
женатого на сестре его супруги Гертруды.) В Баварии Анастасия Ярославна делала
все, чтобы вернуть престол сыну. По свидетельству немецких источников, в
августе 1063 г. она встретилась в Регенсбурге с "королем-мальчиком"
Генрихом IV: "она оплакивала свою судьбу и молила цесаря о помощи";
по приказу Генриха Анастасия вместе со всем семейством перебралась в восточную
Баварию, поближе к венгерской границе, причем добилась того, чтобы все ее
расходы были оплачены из казны. В том же году немецкое войско, вторгнувшееся в
Венгрию, восстанавливает Шаламона на престоле; Бела же умер. О роли в этих
событиях Анастасии Ярославны свидетельствует такой факт: чтобы отблагодарить
оказавшего ей помощь правителя Баварии герцога Оттона Нортхаймского, Анастасия подарила
ему венгерскую королевскую реликвию — "меч Аттилы", принадлежавший,
по преданию, самому предводителю древних гуннов. Впрочем, во все время
правления Шаламона (1063—1074, ум. ок. 1087) его положение оставалось
неустойчивым из-за претензий на престол его двоюродных братьев Гезы и Ласло,
сыновей Белы.
По
сведениям историков, в эти годы Анастасия вторично выходит замуж — за немецкого
графа Пото. Известно о ее разногласиях с сыном Шаламоном; в 1074 г. дело дошло
до того, что сын поднял руку на мать.
Год
кончины Анастасии Ярославны неизвестен; во всяком случае, это произошло ранее
1094 г. (под этим годом о ней говорится уже как об умершей). По преданию, она
скончалась в Германии, в монастыре Адмонт, недалеко от немецко-венгерской
границы. В позднейшем источнике название монастыря — Агмунда — было ошибочно
принято за имя русской королевы; это имя до сих пор иногда встречается в
популярных работах.
Список литературы
Штернберг
Я. Т. Анастасия Ярославна, королева Венгрии // Вопросы истории. 1984. № 10. С.
180—184;
Назаренко
А. В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных
источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. С. 350—352;
Юрасов
М. К. Русско-венгерские отношения второй трети XI в. // Мир истории. 2002. № 3:
http://www.historia.ru/2002/03/rus-hun.htm.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|