Анастас Корсунянин
Анастас Корсунянин
Карпов А. Ю.
Анастас
(Настас) Корсунянин (ум. после 1018), один из ближайших сподвижников князя
Владимира Святославича, Крестителя Руси; предположительно, фактический
руководитель Русской Церкви в годы его княжения, грек (?).
До
989 г. Анастас находился в Херсонесе (Корсуни) — центре византийских владений в
Крыму. Его политическая карьера на Руси началась с предательства. Во время
осады Корсуни князем Владимиром Святославичем (989 г.) Анастас перешел на
сторону русского князя. В отправленном им стрелой из осажденного города
послании сообщалось о местонахождении колодцев, из которых в город по трубам
поступала вода. Перекопав трубы, Владимир прекратил доступ воды в город и тем
самым вынудил корсунян сдаться. В благодарность за оказанную услугу Владимир
приблизил Анастаса к себе и взял его с собою на Русь вместе с корсунскими
священниками и многочисленными христианскими святынями. Летописное предание о
крещении Владимира (т. н. "Корсунская легенда") связывает с именем
Анастаса само крещение русского князя: получив во время осады его записку,
рассказывает летопись, Владимир "возревъ на небо, рече: аще се ся сбудет,
и сам ся крещю".
По
свидетельству поздней Никоновской летописи (XVI в.), Анастас принимал
деятельное участие в утверждении христианства в русских землях. В 990 г. вместе
с киевским митрополитом Михаилом, епископами, а также дядей Владимира по матери
Добрыней он едет в Новгород, где сокрушает языческие кумиры и крестит многих
жителей, а в следующем 991 г. с той же целью и в сопровождении тех же лиц
совершает поездку "по Русской земле и до Ростова". Достоверность этих
сведений, однако, вызывает сомнение.
В
991—996 гг. Владимир строит в Киеве церковь Пресв. Богородицы (Десятинную) и
поручает руководство ею Анастасу: "украси ю иконами и поручи ю Настасу
Корсунянину, и попы корсуньскыя… пристави служити в неи, вдавъ ту все еже бе
взялъ в Корсуни: иконы и съсуды и кресты". Анастасу же передается и
церковная десятина, установленная Владимиром от всего "именья" своего
и "от градъ" в пользу церкви. В качестве блюстителя княжеского
имущества Анастас действует и после смерти Владимира (15 июля 1015).
В
последний раз Анастас Корсунянин упоминается в летописи под 1018 г. После
захвата Киева польским князем Болеславом Храбрым и Святополком Окаянным (14
августа) Анастас вновь переходит на сторону победителя, а именно Болеслава, и
когда последний покидает Киев, отправляется вместе с ним в Польшу все в том же
качестве блюстителя княжеского добра: по свидетельству летописца, Болеслав
"…Настаса пристави Десятиньнаго ко именью, бе бо ся ему вверилъ лестью (т.
е. обманом. — А. К.)".
О
судьбе Анастаса Корсунянина в Польше сведений нет.
Относительно
статуса Анастаса в Корсуни и на Руси показания источников расходятся.
"Повесть временных лет" и Житие князя Владимира именуют его просто
"мужем корсунянином", а затем как будто отличают от прочих
"попов корсунских", приведенных Владимиром на Русь. В Новгородской же
Первой летописи Анастас назван "иереем", т. е. священником. Если
последнее верно, то можно предположить, что в Киеве Анастас занял место
настоятеля Десятинной церкви — главного храма Киевской Руси конца X — первой
трети XI в. (Отдельные списки Жития князя Владимира и т. н. "Повесть о
Николе Заразском" называют его "корсунским епископом", но это,
конечно, неверно.) Те исключительные функции, которые были возложены на него
князем Владимиром (особенно если принять предположение ряда историков о фактическом
отсутствии в конце X — начале XI в. митрополита в Киеве), позволяют считать
Анастаса Корсунянина действительным руководителем Русской Церкви в княжение
Владимира Святославича. В таком случае, не исключено, что именно его имеет в
виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминающий о некоем киевском
"архиепископе" в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018
г.: этот не названный по имени архиепископ встречал 14 августа 1018 г.
вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен
Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу
Мудрому. (По-другому, речь может идти о киевском митрополите Иоанне I.)
Список литературы
ПСРЛ.
Т. 1. Стб. 109, 116, 121—122, 144 (Лаврентьевская летопись);
Новгородская
Первая летопись. С. 150, 155, 165—166, 551—552;
ПСРЛ.
Т. 9. С. 63—64 (Никоновская летопись);
Срезневский
В. И. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по сп. 1494 г. // Записки
Имп. Академии наук по ист.-филолог. отдел. Т. 1. № 6. СПб., 1897. С. 9—12 (Житие
князя Владимира);
Шахматов
А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906;
Лихачев
Д. С. Повести о Николе Заразском. Тексты // Труды Отдела древнерусской
литературы. Т. 7. М.; Л., 1949. С. 282.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|