Алябьев Александр Александрович
Алябьев
Александр Александрович (1787-1851)
Композитор. Образование свое закончил в
московском университетском пансионе. Во время походов 1812—1815 гг. служил в
гусарах. В 1823 г. уволен в отставку подполковником. К этому же времени
относится появление первых его романсов: “Вечерком румяну зорю”, “Соловей” и
других. Еще раньше он написал вместе с Маурером и Верстовским музыку к водевилю
“Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1822 г. в Петербурге состоялась
премьера комической оперы Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” в двух действиях.
В 1823 г. был исполнен “Польский”, сочиненный Алябьевым, а в следующем году шел
водевиль “Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры невесты” с
увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 г. на московской императорской
сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с
французского А.И. Писаревым: “Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье” и
“Хлопотун, или Дело мастера боится”. Музыку к ним Алябьев написал в
сотрудничестве с Верстовским. В 1825 г. была поставлена трехактная
опера-водевиль “Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки”.
В том же году Аябьев был арестован по делу о
нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной
игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался — по заключению
врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что
смерть Времева произошла от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения
побоев был установлен. Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 г. мнением
Государственного совета Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и
некоторых прав и сослан на житье в Тобольск. Этот случай, между прочим, описан
в романе Ф. Писемского “Масоны” (Лябьев). В ссылке Алябьев занялся сочинением
военной и церковной музыки, оставшейся неизданной, как и прочие его сочинения,
кроме романсов.
Через несколько времени Алябьев был
помилован, но ему был воспрещен въезд в столицы. Запрещение это было позднее
снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в ней пользоваться большой
известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в
благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор.
Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на
его романсах: “Вечерний звон”, “Зимняя дорога”, “Черкесская песня” и пр. В
романсах отразился дух времени. Популярность их была очень велика. “Соловей”
распевался всюду. Его пели Полина Виардо, Аделина Патти, Марчелла Зембрих. На
него писались вариации, между прочим — Глинкой для фортепиано. Лист сделал на
эту же мелодию транскрипцию.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/
|