Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества
Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и
творчества
Коровин В. Л.
Он
родился в С.-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1817 г. от непродолжительного
брака представителей двух знатных фамилий – Толстых и Разумовских.
Отец,
граф Константин Петрович Толстой, брат известного художника Федора Толстого,
передал ему графский титул (Лев Толстой по этой линии доводился поэту
троюродным братом), а мать, Анна Алексеевна Перовская, и ее родственники
–значительное состояние (она была побочной дочерью графа Алексея Кирилловича
Разумовского, сына последнего украинского гетмана, а фамилию получила от его
подмосковной деревни Перово).
Практически
сразу после рождения сына родители разошлись. Мать увезла шестинедельного
младенца в Малороссию к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому
(1787–1836), знаменитому впоследствии литератору (он прославился как автор
фантастических повестей под псевдонимом Антоний Погорельский). В его имении
Погорельцы Черниговской губернии прошли первые детские годы будущего поэта.
Дядя, заменивший ребенку отца, много и усердно занимался его воспитанием,
всячески поощряя его художественные наклонности, и, между прочим, специально
для него сочинил известную сказку "Черная курица, или Подземные
жители" (1829). Сказка была с моралью и говорила о скромности,
приличествующей одаренному мальчику.
В
1826 г. Толстой был представлен ко двору и выбран товарищем для игр наследника
престола, будущего императора Александра II. Летом 1827 г. десятилетний Толстой
с дядей и матерью побывал в Германии, посетив, в частности, Веймар, и играл на
коленях у самого Гёте. В С.-Петербурге, где они обосновались по возвращении
из-за границы, он также оказался в окружении литераторов, друзей Перовского (в
его доме юному Толстому часто приходилось видеть А.С.Пушкина, А.А.Дельвига,
В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, И.А.Крылова и др.).
1831
г. – опять же с дядей и матерью – Толстой путешествовал по Италии, посетив
Венецию, Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь. "…В каждом из этих городов, –
вспоминал он позднее, – росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так
что по возвращении в Poccию я впал в настоящую "тоску по родине", в
какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам
рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай". Это путешествие
описано в дневнике Толстого за 1831 г. – первом его сохранившемся литературном
опыте, опубл. в 1905 г.; его провожатыми и собеседниками в Италии были
С.А.Соболевский, приятель Пушкина, С.П.Шевырев, состоявший учителем при детях
княгини З.А.Волконской, и живописец К.П.Брюллов, который позднее, в 1836 г.,
напишет портрет Толстого – с ружьем и собакой.
В
1834 г. Толстой был зачислен "студентом" в Московский архив
министерства иностранных дел, а в 1835 г. в Московском университете выдержал
экзамен на чин (сдал экзамены "из предметов, составляющих курс словесного
факультета, для получения ученого аттестата на право чиновников первого
разряда"). Попытка сразу выйти в отставку, чтобы заняться исключительно искусством,
встретила противодействие Перовского, и, чтобы не огорчать любимого дядюшку,
Толстой смирился и продолжал числиться в архиве. В июле 1836 г. бездетный
Перовский скончался на руках племянника, оставив ему огромное состояние – более
трех тысяч душ в Черниговской губернии (управление имениями взяла на себя мать,
так что забот у наследника не прибавилось).
В
начале 1837 г. Толстой был сверх штата приписан к русской дипломатической
миссии во Франкфурте-на-Майне, но почти сразу выхлопотал себе отпуск и два года
провел в путешествиях по Германии, Италии и Франции (и, между прочим,
неоднократно встречался с Гоголем, занятым тогда сочинением "Мертвых
душ"). К этому времени относятся две написанные по-французски
фантастические повести: "La famille du vurdalak" ("Семья
вурдалака", опубл. 1884) и "Le rendez-vous dans trois cent ans"
("Встреча через триста лет", опубл. 1912).
В
1840 г., по возвращении в С.-Петербург, Толстой был произведен в коллежские
секретари и перемещен "младшим чиновником" во II отделение
императорской канцелярии, занимавшееся составлением различных законов и указов,
а в 1843 г. стал еще камер-юнкером, т.е. у него появились и придворные
обязанности. Служба его мало занимала, однако, благодаря влиятельным
родственникам, он быстро рос в чинах (титулярный советник, 1842; коллежский
асессор, 1845; надворный советник, 1846; коллежский советник, 1852) и
придворных званиях (церемониймейстер, 1851).
В
1840-е гг. Толстой вел жизнь светского человека. Литературные его занятия не
были систематическими и носили подчеркнуто дилетантский характер. Стихов он
тогда совсем не печатал, хотя сочинялись они во множестве, только одно
стихотворение – "Бор сосновый в стране одинокой стоит…" – появилось
без подписи в 1843 г. Причиной тому была, вероятно, не только скромность автора,
но и равнодушие публики к поэзии в те годы, а опубликованные им за десятилетие
прозаические сочинения можно пересчитать по пальцам. Самое значительное –
фантастическая повесть "Упырь" (1841), появившаяся за подписью
"Красногорский" и заслужившая одобрение В.Г.Белинского (это был
литературный дебют Толстого). Результатом поездки в 1841 г. в Оренбургскую
губернию (там губернатором был другой его дядя, В.А.Перовский) стали небольшие
охотничьи очерки "Два дня в Киргизской степи" (1842) и "Волчий
приемыш" (1843). Данью манере модных писателей "натуральной
школы", увлекавшихся воссозданием "типов" российской
общественной жизни, стал очерк "Артемий Филиппович Бервенковский"
(1845) – о чудаковатом помещике-изобретателе. Наиболее оригинальна повесть из
времен римских христианских мучеников "Амена" (1846), появившаяся с
подзаголовком "Отрывок из романа "Стебловский"" (о самом
романе нет никаких сведений).
В
столичном обществе Толстой имел репутацию шутника и проказника, разделяя ее со
своими двоюродными братьями Жемчужниковыми – Александром, Алексеем и
Владимиром. В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный
водевиль "Фантазия", со скандалом провалившийся на сцене
Александринского театра в январе 1851 г. Император Николай I расценил водевиль как
глупую шутку, да и в журналах его единодушно бранили. Один Аполлон Григорьев со
свойственной ему чуткостью понял намерение авторов, скрывшихся за инициалами Y
и Z: "Здесь только доведено до нелепости и представлено в общей картине
то, что по частям найдется в каждом из имеющих успех водевилей. Пародия гг. Y и
Z не могла иметь успеха потому, что не пришел еще час падения пародируемых ими
произведений".
Позднее
"Фантазия" вошла в число сочинений Козьмы Пруткова. Пародийная
"маска" этого глубокомысленного литератора и чиновника Пробирной
палатки сложилась как раз в 1851 г. совместными усилиями Толстого и Алексея и
Владимира Жемчужниковых. "Досуги" Козьмы Пруткова впервые появились в
журнале "Современник" в 1854 г., а его "Полное собрание
сочинений" было составлено Владимиром Жемчужниковым уже в 1884 г. В
сочинениях Козьмы Пруткова Толстому принадлежат около десятка стихотворений и
множество афоризмов, впрочем, будущей славы коллективного детища он не
предвидел и всерьез к этой шуточной продукции не относился. Из позднейших
юмористических сочинений Толстого, появившихся под собственным его именем,
наиболее значительны "История государства Российского от Гостомысла до
Тимашева" (1868; опубл. 1883) и "Сон Попова" (1873; опубл.
1878).
Зимой
1850/1851 гг. у Толстого завязался роман с Софьей Андреевной Миллер, женой
конногвардейского полковника. Вскоре она ушла от мужа, и с этого момента с нею
связана вся последующая жизнь поэта. Благодаря его положению при дворе и дружбе
с наследником престола, сомнительная связь с замужней женщиной не имела для
него неприятных последствий, однако муж Софьи Андреевны долго не давал ей
развода, и брак ее с Толстым был заключен только в 1863 г. Вся его любовная
лирика, начиная с 1851 г., адресована исключительно ей (в т.ч. посвященный их
первой встрече романс "Средь шумного бала, случайно…", 1851, опубл.
1856).
Во
время Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию. Летом 1854 г. он
сформировал отряд для отражения предполагаемой высадки английского десанта на
балтийском побережье. В марте 1855 г. был зачислен в стрелковый полк ротным
командиром в звании майора. После военной подготовки в декабре 1855 г.
присоединился к полку под Одессой, но принять участие в боевых действиях не
успел, поскольку вскоре заболел тифом. Оправился от болезни он только летом
1856 г., когда война закончилась. Тем же летом с Софьей Андреевной совершил
путешествие по Крыму, в результате которого явился поэтический цикл
"Крымские очерки" (опубл. 1856–1859).
В
августе 1856 г. состоялась коронация Александра II, и Толстой был назначен
флигель-адьютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться на военной службе, он
стал егермейстером (начальником егерей царской охоты). Новый император
неоднократно пытался возвысить друга детства и привлечь к государственной
деятельности (в частности, осенью 1856 г. Толстого назначили делопроизводителем
в "Секретный комитет о раскольниках"), но амбиции политика, а тем
более чиновника у поэта решительно отсутствовали. К тому же он переживал
творческий подъем и уже вполне осознал свое призвание.
В
1850-е гг. написано подавляющее большинство лирических стихотворений Толстого.
В 1854–1856 гг. они регулярно печатались на страницах некрасовского
"Современника". Прежде как поэт никому неизвестный, Толстой получил
признание в литературных кругах, в особенности среди славянофилов: уже в первых
его опубликованных стихотворениях – "Колокольчики мои…", "Ты
знаешь край, где все обильем дышит…", "Ой, стоги, стоги…" –
прочитывалась тема единства славянского мира. А.С.Хомяков, К.С.Аксаков,
И.С.Аксаков находили в его стихах русский "склад ума" и "формы
русские" (в особенности им нравились стилизации народных песен, такие,
например, как "Ходит Спесь, надуваючись…", 1856).
Разошедшись
с Н.А.Некрасовым и его "Современником", принимавшим все более
радикальное направление, Толстой с 1857 г. новые стихотворения стал отдавать в
"Русскую беседу", издаваемую И.С.Аксаковым. Здесь появились его
первые поэмы: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859).
В последней присутствовали автобиографические мотивы. Толстой неоднократно
просил уволить его от службы, но встречал сопротивление людей, искренне его
любящих и желающих ему добра, в т.ч. самого императора. Так и в его поэме Иоанн
Дамаскин, "любимый калифом", окруженный "почетом и лаской",
просит отпустить его "на волю":
О
государь, внемли! мой сан,
Величье,
пышность, власть и сила,
Все
мне несносно, все постыло.
Иным
призваньем я влеком,
Я
не могу народом править:
Простым
рожден я быть певцом,
Глаголом
вольным Бога славить!
В
толпе вельмож всегда один,
Мученья
полон я и скуки;
Среди
пиров, в главе дружин
Иные
слышаться мне звуки;
Неодолимый
их призыв
К
себе влечет меня все боле –
О,
отпусти меня, калиф,
Дозволь
дышать и петь на воле!
В
том же 1859 г. Толстой все-таки добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. –
полной отставки. С этого момента, за исключением заграничных поездок (Франция и
Англия, лето 1860; Германия, осень 1862 – весна 1863; Италия, декабрь 1863;
Германия, лето 1864 и январь 1868), он почти все время проводит в двух своих
имениях – Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. В
оживленных литературных и общественных дискуссиях 1860-х гг. он практически не
участвует, если не считать нескольких сатирических стихотворений с ядовитыми
выпадами против "нигилистов": "Поток-богатырь", "Порой
веселой мая…", оба 1871, и др. Большая часть тогдашней публики считала
Толстого сторонником "искусства для искусства", что было не вполне
основательно. Просто он был убежден, что "назначение поэта – не приносить
людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их
моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному".
В
ситуации острого конфликта между славянофилами и западниками, либералами и
революционерами, "отцами" и "детьми", среди смертельно
враждующих между собою журнальных "партий" Толстой пытался сохранить
независимость и великодушие к противнику. Свою позицию он ясно – и не без
вызова – обозначил в стихотворении "Двух станов не боец, но только гость
случайный…" (1858, опубл. 1867):
Двух
станов не боец, но только гость случайный,
За
правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но
спор с обоими досель мой жребий тайный,
И
к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза
полного не будет между нами –
Не
купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной
ревности друзей не в силах снесть,
Я
знамени врага отстаивал бы честь!
Однако
Толстой не был равнодушным созерцателем общественной смуты и своих не самых
"передовых" – по меркам 1860-х гг. – взглядов не скрывал. Его
повышенный интерес к русской истории, в особенности к эпохе Иоанна Грозного и
Бориса Годунова, диктовался желанием осмыслить не только прошлое, но и
настоящее России и угадать ее будущее.
Несмотря
на свою независимость (а может, и благодаря ей), Толстой имел возможность
печататься в разных журналах, и литературная его судьба складывалась в целом
благополучно. В 1862 г. журнале М.Н.Каткова "Русский вестник",
пользующемся репутацией крайне консервативного издания, появились драматическая
поэма "Дон Жуан" и исторический роман "Князь Серебряный",
задуманный еще в конце 1840-х гг. В 1867 г. вышел первый (и единственный при
жизни) сборник стихотворений Толстого. Но настоящую славу ему принесли
исторические трагедии – главный и, казалось, не очень своевременный его труд в
1860-х годах. В "Отечественных записках" была напечатана "Смерть
Иоанна Грозного" (1866), в "Вестнике Европы" – "Царь Федор
Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870). Почти сразу они были
поставлены на сцене (за исключением "Царя Федора Иоанновича",
которому зато потом будет суждена блестящая сценическая судьба) и получили европейское
признание (на премьере "Смерти Иоанна Грозного" в Веймаре в 1868 г.
Толстой присутствовал лично; перевод на немецкий был осуществлен Каролиной
Павловой при участии автора).
По
завершении "драматической трилогии" Толстой обратился к лиро-эпическим
жанрам. В 1869–1875 гг. написана большая часть его баллад и поэмы
"Дракон" (1874) и "Портрет" (1875).
Последним
его произведением стала историческая драма "Посадник", действие
которой происходит в Великом Новгороде в XIII в. Работа над ней началась сразу
по окончании драматической трилогии в 1870 г., но завершить ее поэт не успел
(были закончены три действия из четырех; последнее известно в пересказе
Д.Н.Цертелева).
28
сентября (10 октября) 1875 г. Толстой скончался на 48-м году жизни в Красном
Роге от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от
астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен он там
же, вместе с ненадолго пережившей его Софьей Андреевной, в склепе у Успенской
церкви.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|