Алексей Федорович Мерзляков (1778—1830)
Алексей Федорович Мерзляков (1778—1830)
Аннушкин В. И.
А.Ф.Мерзляков
был профессором Московского университета и занимал кафедру российского
красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг. Его “Краткая риторика” выдержала 4
стереотипических издания с 1809 по 1828 гг. Влиятельность “Риторики” Мерзлякова
обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В
основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от
изобретения и полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила
для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны
точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида
словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком
разнообразии: 1. письма; 2. диалоги; 3. учебные сочинения; 4. история
(характеры, биография, романы, подлинная история); 5. речи (духовные,
политические, судебные, похвальные, академические).
А.Ф.
Мерзляков был блестящим литературным критиком и неплохим поэтом. С 1803 по 1810
гг. он создал цикл песен, пользовавшихся большим успехом у современников.
Ценился и педагогический талант А.Ф. Мерзлякова: среди его учеников были М.Ю.
Лермонтов, А.И. Полежаев, Ф.И. Тютчев.
Объяснение
риторики и красноречия осуществлено А.Ф. Мерзляковым вполне в соответствии с
ломоносовскими традициями: “Риторика заключает в себе полную теорию
красноречия. Красноречие... есть способность выражать свои мысли и чувствования
на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или
пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство
оратора, а под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под
именем риторики - правила, служащие к образованию оратора».
Другое
значение слова риторика - “теория прозаических сочинений”, не ограничивающаяся
“убеждением и доказательствами”; наконец, риторика - наука научать наш разум и
занимать воображение, или трогать сердце и действовать на волю”.
Непоследовательность
взглядов А.Ф.Мерзлякова, впрочем, выразилась в том, что риторика, “не
простирает своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и
грамматике” (вспоминаются слова Цицерона: “красноречие состоит в мыслях и словах”).
Отношения с логикой и грамматикой проясняются далее: риторика “более смотрит на
красоту и стройность сочинения, т.е. она учит мысли, правильно обдуманные и по
правилам грамматики выраженные, представлять в виде изящном и соответственном
каждому роду красноречия”.
В
системе терминов А.Ф.Мерзлякова отсутствует “словесность” - к этому понятию,
видимо, ближе всего “речи”, определением которых начат учебник: “Под словом
речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствований,
расположенное в определенном порядке и связи”. При этом не вполне ясно, что
такое “язык”, когда Мерзляков пишет: “Порядок и связь отличают искусственную
речь от языка. Под словом языка в пространном смысле надо понимать все правила
речи...” Если язык - это не “искусственная” (искусная) речь, то есть
необработанная речь, то почему язык вбирает “все правила речи”? В то же время
дальнейшее рассуждение предлагает ясно “три особенные науки”, представляющие
правила речи: “логику, или диалектику, которая учит думать, рассуждать и
выводить заключения правильно, связно и основательно; грамматику, которая
показывает значение, употребление и связь слов и речей; и риторику, которая
подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и
пленительному расположению частей речи, сообразно с видами каждого особенного
рода прозаических сочинений”.
Возможно,
постановка логики на первое место в данном перечислении неслучайна: логическое
обоснование законов мышления предшествует многим риторикам в русской традиции.
Можно говорить и о том, что логика речи в известной мере замещает раздел
“изобретение речи”, поскольку показывает способы создания содержания речи.
Единственное
встретившееся объяснение “науки словесности” в ее делении на “искусство
прозаическое и стихотворное” синонимично красноречию, под коим понимают одни
“поэзию и прозу”, другие - только “прозу”.
Таким
образом, при определенной терминологической непоследовательности можно говорить
о следующих значениях “риторики, красноречия, словесности” у А.Ф. Мерзлякова:
1) риторика - это наука, правила; красноречие - искусство, способность; 2) при
том, что логика занимается мыслями, грамматика - словами, риторика - служит
красоте и стройности, изящному представлению мыслей и слов, стремится убедить,
доказать, научить разум, занять воображение, тронуть сердце (определения А.Ф.
Мерзлякова); 3) словесность представлена в двух значениях: “искусство” и
“совокупность текстов”; 4)красноречие как искусство необходимо “всем наукам»,
среди которых «ни одна … не имеет столь великого влияния на наши душевные
силы”.
В
«Краткой риторике» А.Ф. Мерзлякова отсутствует учение об изобретении: его
“всеобщая теория прозаических сочинений” (глава 1-я) явилась лишь разработкой
“правил хорошего слога”. Последующие главы стали анализом “особенных родов
сочинений” и в основном явились анализом стилистических правил “писем” (2-я
глава), “разговоров” (3-я), “рассуждений или учебных книг” (4-я), “истории”
(5-я) и “речей” (6-я). Анализ терминологии А.Ф. Мерзлякова показывает, что он
мастерски пользуется определениями стиля каждого рода сочинений. Рассматривая
учение о “рассуждении”, имеющем целью “доказательство истины данного
предложения”, А.Ф. Мерзляков повторяет мысли М.М. Сперанского: “лучшие и
сильнейшие доказательства суть те, которые почерпаются из самого существа и
свойств доказываемой вещи” [Мерзляков 1828: 62]. “Источникам доводов”, несмотря
на их “многоразличие”, выносится суровый приговор: “правила” общих мест
(“система изобретения”, “более вредны, нежели полезны”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|