Александр Дюма
Александр Дюма
Александр
Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В семье генерала Тома Дюма и
дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные годы Александр провел в родном
городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г. местный коллеж, он направился в Париж,
где некоторое время служил в канцелярии герцога Орлеанского.
В
молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярым поборником
романтического искусства. В духе этого передового направления в литературе он
создает свои первые драмы – “Христина”(1827), “Гентих III и его двор” (1829).
Пятого
июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с Ламарком,
вот почему по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну
артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала
разгонять толпу, но произошло то, что и следовало ожидать: траурное шествие
превратилось в революционное восстание. Через несколько дней оно было жестоко
подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что
Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь
расстрелян.
Дюма
угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию,
где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический
очерк “Галлия и Франция”.
В
1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии, Александр Дюма побывал в
Сицилии, где по совету известного композитора Беллини он осмотрел
достопримечательности небольшого селения Баузо и на основе бытовавшего там
народного предания написал новеллу “Паскаль Бруно”.
В
тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый литературный жанр, названый им “
исторические сцены”. То был вид романа, повести, новеллы, в которых построенная
на историческом материале повествование перемежалось живым, динамичным
диалогом; описательный элемент в таких произведениях был сведен до минимума, с
тем, чтобы с первых же страниц книги ввести главных героев в стремительно
развивающиеся действия. Такова композиция повести “Правая рука кавалера де
Жиака” (отнесенная автором к виду “исторических сцен”), имеющая хронологическую
общность с романом “Изабелла Баварская”.
Годы
1840-1848- период наиболее интенсивного труда писателя, когда им были созданы
произведения, ставшие известными во многих странах мира. Поражает разнообразие
жанров: роман исторический и нравоописательный, новеллы фантастические и
реалистические, драмы и комедии, путевые очерки и газетные статьи.
“Граф
Монте-Кристо”- классический образец жанра романа-фельетона. Каждая глава
включает напряженный момент из жизни того или иного персонажа, перекидывает
мост к следующей ступени увлекательного сюжета, раскрывает новые грани
характера героев.
Работая
над “Графом Монте-Кристо” Дюма одновременно начал публиковать роман “Три мушкетера”
(1844), первую часть знаменитой трилогии, в которую вошли романы “Двадцать лет
спустя” и “Виконт де Бражелон или Десять лет спустя”.
Накануне
революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой он уделил исключительное
внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет вторую трилогию, посвященную
борьбе Генриха Наваррского за Французский престол: “Каралева Марго”, “Графиня
Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 – 1848).
Дюма
отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть о крушении королевского
трона встретил с искренним ликованием. Он устраивает на площади Парижа народное
гуляние и уже в марте 1848 г. начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи
в защиту Республики. Но Республика просуществовала всего лишь несколько лет.
В
декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать “Мемуары”, которые по
своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим
сочинениям.
Возвратившись
в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал здесь собственный журнал “Мушкетер”,
пытавшийся быть не зависимым в отношении нового режима. Но по-прежнему главным
делом его жизни являлся усердный труд над большими романами.
Продолжая
заполнять “белые пятна” много вековой эпопеи, Дюма в 1857 г. обращается к
роману под несколько завуалированным названием “Сообщники Иегу”.
Этот
роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела революционные
войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу скрывался Жорж
Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа начинается в 1799
г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В стране создалась
напряженная обстановка. Восстание в Вандее, спровоцированное монархистами,
поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими государственную казну и
терроризировавшими мирных жителей.
В
1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию; тогда между этими
странами возникла война. С фронта он направляет в парижские газеты обзоры
военных действий и одновременно работает над новым романом – “Прусский террор”,
в котором обличил под именем графа Безеверка прусского канцлера Бисмарка.
Весной
1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где должен был подготовить к
изданию ряд книг, но франко-прусская война произвела тяжелое впечатление на
писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6 декабря 1870 г. он умер и был
похоронен в Виллер – Котре.
Характеристика романа “Учитель фехтования”
Главные
герои романа “Учитель фехтования” - Иван Александрович Анненков и француженка Полина
Гебль, ставшая после замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей
пребывание на каторге в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания
Полины Анненковой. М., 1929.)
Композицию
этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми моментами из жизни героев,
которые были зафиксированы Гризье. Богатая фантазия писателя придала
хроникальному материалу форму художественного произведения, в котором историзм
соседствовал с изрядной долей вымысла.
Узловыми
эпизодами сюжета были:
Приезд
Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи ( Полиной Гебль). Любовь
Луизы и кавалергардского офицера Алексея (Анненкова). Встречи республиканца
Алексея с заговорщиками. Военное восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и
ссылка. Следование Луизы в Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на
Петровском заводе.
Итак,
сюжет романа в основных своих разветвлениях построен сообразно тем
обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова и его близкого
друга. М.Н. Волконская в своих “Записках” образно рисует момент приезда будущей
супруги декабриста:
“Анненкова
приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая француженка, красивая,
лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела удивительно выискивать смешные
стороны в других. Тотчас по ее приезде комендант объявил ей, что уже получил
повеление его величества относительно ее свадьбы. С Анненкова, как того требует
закон, сняли кандалы, когда повели в церковь, но, по возвращении, их опять на
него надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и
все время пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под
этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни”. ( Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков,
как представил его Дюма, особо значительной роли в движении декабристов не
принимал, но он возвеличен как человек и участник восстания, увлеченный мечтой
– основать в России республику, он отдает во имя торжества этого дела все свои
средства. Увидев, как в неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с
поля боя, а добровольно вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.
Романист
явно обеднил духовную сторону жизни члена Северного общества И.А. Анненкова,
получившего прекрасное образование в Московском университете. На следствии
Анненков указал на исключительное значение лекций швейцарского просветителя
Дюбуа, которые он слушал в университете: “Первые свободные мысли внушил мне мой
наставник, ибо он всегда выставлял свое правительство как единственное, не
унижающее человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было
предметом его шуток”.
Академик
М.В. Нечкина, выявляя рост политического сознания русских революционеров,
пишет: “Поручик кавалергардского полка декабрист Анненков, объясняя Николаю I,
почему не донес на Общество, также (как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это
честью: “Тяжело, не честно доносить на своих товарищей”. В ответ на это
Николай, вспылив, крикнул: “ Вы не имеете понятия о чести!”
Столкнулись
два понятия о чести – реакционное и революционное”. (Нечкина М.В. Грибоедов и
декабристы. М., 1977, с.332.)
По
показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков наряду с Рылеевым, Н.
Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умыслом цареубийства и установления
республики. Арестованный 19 декабря Анненков был приговорен Верховным уголовным
судом к 20 годам каторжных работ с последующей ссылкой на поселение. Поскольку
события романа “Учитель фехтования” завершались в 1826 г., естественно Дюма не
мог рассказать о жизни своего героя в последовавшие за тем годы.
В
Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожили тридцать лет. В 1854 г.
их навестил находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский, знавший, сколько вытерпели
они горя. Несколько позже он писал П.У. Анненковой: “ Я всегда буду помнить,
что с самого пребывания моего в Сибири, вы и все превосходное семейство ваше
брали и во мне и в товарищах моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не
могу вспоминать об этом без особенного, утешительного чувства, и, кажется,
никогда не забуду”. ( Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855
г.).
В
1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали на постоянное местожительство в
Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил в губернском управлении, состоял
членом комитета по улучшению быта крестьян, был избран почетным мировым судьей,
принимал деятельное участие в проведении крестьянской реформы.
В
Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство с литераторами. Великий украинский
поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в своем дневнике от 16 октябре 1857
г.: “На квартире у Якобы встретился я благоговейно познакомился с Иваном
Александровичем Анненковым”.
Здесь
мы не будем говорить о серьезных ошибках автора “Учителя фехтования”,
допущенных им при реализации столь сложной темы, как деятельность русских
революционеров 20-х годов. Причин тому множество. Укажем лишь те, которые ясны
каждому. Прежде всего “Учитель фехтования”, один из ранних романов Дюма, и за
плечами французского писателя не было еще его известных творений – ни “Трех
мушкетеров”, ни “Графа Монте-Кристо”, опыт создания которых помог бы ему, положить
в основу эпохальное событие русской действительности, создать масштабное
художественное произведение.
Не
забудем и другого немаловажного обстоятельства – отсутствие объективных
сведений о характере движения декабристов. Писатель мог познакомиться лишь с
“Докладом следственной комиссии” да с легендой “о нескольких злодеях и безумцах
мечтавших о возможности революции”, для которой в России не существовало
благоприятных условий.
Известный
литературовед С. Дурылин весьма объективно и содержательно охарактеризовал
значение книги французского писателя: “Роман Дюма был повествованием о
декабристе, основанном не на вымысле, а на исторической правде, и повествованию
этому, вышедшему из-под пера популярнейшего писателя современности, был
обеспечен успех и внимание широкого европейского читателя. Для Николая I это не
могло не быть весьма неприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и
сочувственное внимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя
которых для Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному
молчанию сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полного
забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из декабристов и
тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти остальные героическими
тенями проходят в романе”. (Дурылин С. Александр Дюма – отец и Россия. В кн.:
Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) И действительно, стоит прочесть
описание событий, происходивших 14 декабря на Сенатской площади, и можно
убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрых солдат и офицеров, принявших
участие в памятном восстании.
В
1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского писателя – посетит Россию.
Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в особняке Г. А.
Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно собирались многие
литераторы.
У
Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А. Меем.
Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург
встретил французского писателя с искренним радушием. Так как Дюма по
свидетельству И. И. Панаева пользовался в России почти такой же популярностью,
как и во Франции.
В
Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем направился в Москву. Далее он
предпринял путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, а затем
через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и только лишь в марте 1859 г.
возвратился во Францию.
В
результате поездки по России Александр Дюма смог создать обширный цикл очерков,
еженедельно выходивший в свет в его журнале “Монте-Кристо”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refz.ru/
|