Альберт Великий
Альберт Великий
А.А. Грицанов
Альберт
Великий или Альберт фон Больштедт (Albertus Magnus, Albert der Gro Be?
,
Albert von Bollstadt) (1193 или 1206/1207—1280) — нем. теолог, философ,
естествоиспытатель; «универсальный доктор» (doctor universalis). Преподавал в
Париже (1245—1248) и Кёльне (1248—1252); учитель Фомы Аквинского. Доминиканец,
провинциал Ордена доминиканцев в Германии (1254–1257), епископ Регенсбурга
(1260–1262). Канонизирован римско-католической церковью в 1931. Основные труды:
«Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О единстве
разума против Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др.
С
именем А.В. связано заимствование схоластической мыслью идей и методов
Аристотеля (практически все работы которого он изложил и прокомментировал в
духе христианской теологии). Проводя четкое разделение областей теологии и
философии, А.В. признает самодостаточность каждой в сфере своего приложения.
Философы опираются в науке на низшую, рациональную способность ума; теологи же
извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом
Божества (lumen infusum).
Важнейшее
место в онтологической структуре реальности занимает у А.В. бытие, являющееся
первым сотворенным сущим (ens), а следовательно, и основой всех сотворенных
вещей, композиция каждой из которых образована из «того, что есть» вещь, т.е.
ее сущности, и отличного от сущности «бытия, которым является» вещь. Бытие,
т.о., метафизически предшествует конкретизирующим и ограничивающим его
определениям, благодаря которым просто бытие (esse simpliciter) становится
бытием чего-либо (aliquid esse). Бытие является и предельным основанием всякого
умопостижения, будучи простейшим понятием, на знании которого останавливается
абстрагирующий интеллект. Всему сотворенному присуща также причастность
определенной форме, соединенной или же несоединенной (как у чистых
интеллигенций, т.е. ангелов) с материей.
В
рамках своей антропологии А.В. утверждает, что в то время как сущностно душа
есть чисто духовная субстанция, чья интеллектуальная деятельность не зависима
от телесных органов, операционально она функционирует как форма тела человека, определяющая
его видовое отличие и придающая ему жизнь. Придерживаясь аристотелевского
различения деятельного и возможностного интеллектов, А.В. критикует теорию
универсального деятельного разума Ибн Сины (Авиценны), корректируя ее так, что
упомянутый разум отождествляется им с Богом, чей свет разумения сообщается
индивидуальным деятельным разумам отдельных людей. Он также выступает против
учения Аверроэса (Ибн Рушда) о едином, вечном и общем для всех интеллекте.
В
научных трудах А.В. представлены практически все возможные в то время области
естествознания: зоология, ботаника, минералогия и т.д.; он прославился и как
натуралист, проводивший собственные эмпирические исследования, сопровождавшиеся
большой систематизаторской работой.
***
Немецкий
философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт,
удостоенный звания “Doctor Universalis” («всеобъемлющий доктор»). В
доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с
1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском
университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквинского.
Первый
крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья.
Написал комментарии и «Парафразы» к Аристотелю, а также философское сочинение
«Сумма теологии». Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую
сверхъестественным опытом, а вторую – опытом естественным, низшей ступенью
первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая
сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику
Аристотеля.
По
А., первыми в процессе творения были так называемых четыре «со-вечных»
сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал
существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы –
бессмертные части любой человеческой души). Различал «простое», сущность
которого совпадает с источником его бытия, и «составное», бытие которого не
тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал
наблюдение. Космос, по А., – наполненная различными силами совокупность форм.
Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия
чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние –
растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение
от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических
категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей.
Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека – продукт не его
рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|