Алан Лилльский
Алан Лилльский
А.А. Грицанов
Алан
Лилльский (Alain de Lille,
Alanus
de Insulis)
(ок. 1120/1130—1202/1203) — фр. теолог, философ и поэт; «универсальный доктор»
(doctor universalis).
Преподавал в Париже (ок. 1157—1170) и Монпелье (ок. 1171–1185); боролся с
ересью катаров. В старости, став цистерцианцем, удалился в Сито.
Согласно
А.Л., поскольку в борьбе с религиозными воззрениями, отрицающими доводы
Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и святых Отцов, для
защиты католического учения следует прибегать к доводам разума. Теология
поэтому должна по возможности строиться как совокупность высказываний,
дедуктивно выводимых из самоочевидных посылок, т.е. приближаясь к модели,
представленной в геометрии. «У авторитета, — писал А.Л., — нос из воска, и его
можно повернуть в любом направлении, а потому следует подкрепить его разумными
доводами». Так, «Правила священной теологии» А.Л. представляют собой цепь из
134 аксиом с комментариями, которые, начинаясь с определения понятия «единица»,
описывают процесс перехода от единичности Бога к множественности мира и
логически приводят к постулатам, относящимся к богословской проблематике. Среди
них определение: «Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой везде, а
окружность нигде».
Перу
А.Л. принадлежат также две аллегорические поэмы, сквозной темой которых
является тема Природы как посредницы между Творцом и творением, поддерживающей
установленный в мире порядок. Это «Плач Природы», диалог, осуждающий тех, кто,
греша, нарушает и извращает естественные законы; и «Анти-клавдиан», эпопея,
рассказывающая о победе добродетелей над пороками путем сотворения Богом и
Природой (с помощью богословия и свободных искусств) совершенного человека,
после чего в мире воцаряется новый золотой век.
***
Французский
схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула “Doctor Universalis”. Особо
популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью
катаров. Основные сочинения: трактат «О католической вере против еретиков»,
трактат «Правила теологии» (134 «правила» или «теологические максимы»),
библейский словарь («сумма») «Словоразличия» (разбор библейских понятий по трем
уровням смысла), «Плач природы» (философско-моралистическое видение в художественной
прозе и стихах), гекзаметрическая аллегорическая эпопея «Антиклавдиан»
(1183–1184) – энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического,
так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на
рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам
логики: «У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а
поэтому следует подкрепить его разумными доводами».
Источник
порождения природы, который она не ведает, – в Боге, истоки мысли могут и
должны быть находимы в вере и теологии мистического плана. Мистическое познание
«верит, чтобы познавать», природное познание – «познает, чтобы верить».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|