Абу Наср Фараби
Абу Наср Фараби
Крупнейшие
историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби.
Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и
психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в
молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах,
связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране,
Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде,
явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он
основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт
аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными
учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место
среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был
присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание
"второго" подразумевало наличие "первого", под которым
имелся в виду Аристотель.
И
действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов,
стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к
"общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа.
Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал
великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских
воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением,
неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки
на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси
и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в
своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.
Абу
Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный на
средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после
Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее
р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи — колыбель древней
цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта,
Тигр и Евфрат для Месопотамии. Фараб, согласно автору Х в. ал-Мукаддаси, был
большим городом с населением около 70 тыс. душ мужского пола, с соборной
мечетью, цитаделью и базаром. Город был расположен в Отрарском оазисе, который
вместе с прилегающими к нему районами был древнейшим центром оседлости,
ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана. Как поселение
городского типа Отрар возник в последние века до нашей эры. О масштабах
экономического и культурного развития оазиса говорят руины свыше 60 поселений,
замков-крепостей и городов, следы мощной и широко разветвленной оросительной
системы, относящиеся к различным историческим периодам от раннего до позднего
средневековья. А. Н. Бернштам отмечал, что Отрар привлекал к себе внимание
средневековых арабо- и ираноязычных авторов как важнейший узловой пункт
караванных дорог. Он находился на стыке различных географических ландшафтов,
занимая выгодную позицию с точки зрения орошения плодородных земель. А. Н.
Бернштам поэтому видел в Отрарском оазисе ключ к развязке важнейших вопросов
взаимоотношения кочевой степи и оседлого населения — далеких предков казахского
народа . В результате переселения согдийцев, имевших большой опыт в области
земледельческого труда и древних традиций градостроительства, в Южном
Казахстане сложилась своеобразная городская цивилизация. Такова была родина
ал-Фараби. Руководимый жаждой знания, ал-Фараби в молодые годы, когда еще
острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы
он проводит в Багдаде — политическом и культурном центре Халифата. Здесь он
основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и
благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает
среди них первенствующее положение. Но у догматически настроенных богословов
возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а главное — оппозиция
ко всему строю его мыслей, ориентированному на познание реальных вещей и поиски
достижения счастья в земной жизни. В конце концов ал-Фараби был вынужден
покинуть этот «город мира». О Багдаде и его роли в духовном формировании
ал-Фараби следует сказать особо. Прежде всего это был центр интенсивной
культурной жизни. Именно в нем пересечение различных культурных традиций и
влияний сказалось с наибольшей силой. Языческие верования, иудейство,
христианство (в лице несториан и монофизитов), ислам, культуры разных народов
создавали импульс для столкновения мыслей, их шлифовки, возвышения над
локально-этнической узостью. Именно к Багдаду относится то, что ал-Фараби
говорит о коллективном городе: «этот город является самым восхитительным и
счастливым из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое
и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо
любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления.
Почему-то народ стекается [в этот город] и оседает там. Его размеры безмерно
увеличиваются. В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые
связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и
происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих в друг друга
объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не
выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все
действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти
самые достойные [люди], там могут сосуществовать мудрецы, ораторы, поэты всех
видов» . Но соответственно в нем контрасты добра и зла проявляются сильнее, чем
где бы то ни было. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. В нем они
«пробовали» свои силы, создавали школы, вступали в соперничество, добивались
успеха, изгнания, возвышения и унижения. Именно здесь работала знаменитая школа
переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и
комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел
параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа
стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками ал-Фараби в
Багдаде . оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов
на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа,
ал-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции
передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений.
Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники,
ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно обстоятельство
из годов учения ал-Фараби в Багдаде: он получил возможность ознакомления со
«Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане
пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные
взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения. Ал-Фараби переезжает
в Харран, где жили ученые-несториане, вытесненные в свое время из Александрии.
Последние годы. своей жизни он проводит в Халебе и Дамаске, пользуясь высоким
уважением ведущей политической фигуры в Северной Сирии — Хамданида Сайф
ад-Дауля. Скончался ал-Фараби в декабре 950 г. в возрасте 80 лет.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://forobi.narod.ru/
|