Абу Дулаф
Абу Дулаф
Абу
Дулаф (Мисал ибн Аль-Мухалхил), арабский поэт и путешественник 10 века. Начиная
с 930-х годов, объехал значительные территории Халифата и сопредельных стран.
Его литературное наследие состоит из двух записок о путешествиях и большого
стихотворного текста, касающегося жизни и быта племени сасан, написанного,
видимо, в конце жизни поэта, в 995. Ибн Аль Надим – автор «Фихриста»
(«Каталога») — был лично знаком с ним, называя его «старцем с длинной бородой».
Первая записка Абу Дулафа посвящена описанию южного Прикаспия, Закавказья и
прилегающих районов Восточного Средиземноморья. Здесь приводится много
подробностей о городской жизни и быте, о хозяйственных особенностях отдельных
городских центров, но более всего интересовали Абу Дулафа различного рода
минералы, драгоценные камни и металлы, что, по всей видимости, указывает на его
серьезный интерес к алхимии.В начале 940-х годов, находясь в Бухаре, центре
государства Саманидов, примкнул к направлявшемуся в Китай посольству Измаила
ибн-Нуха Саманида (913-943), которое должно было совершить договор с китайским
«царем» о женитьбе наследника саманидского престола на дочери этого царя. Это
путешествие было описано Абу Дулафом в письме к каким-то братьям, как явствует
из текста, известным ученым-географам. Составлено оно, скорее, по
воспоминаниям, чем отражает непосредственные впечатления путешественника. В
этом письме путь посольства описывается по довольно стандартной для арабской
географической литературы формуле. Называется племя, по территории которого
проходил путь посольства, вероятнее всего, в составе торгового каравана, обычно
именно так осуществлялись в то время дальние путешествия. Указывается
продолжительность пути по территории племени в днях, описываются достопримечательности
этой территории, говорится о пище, которой питались путешественники во время
проезда по данной земле, и о настроении путников [«проезжая по земле Баджнаков
(«печенегов» русских летописей), мы очень боялись»]. Сведения, сообщаемые Абу
Дулафом о племенном распределении на территории Центральной и Восточной Азии
близ середины 10 века совершенно уникальны, и в значительной мере поэтому
долгое время вызывали подозрительное отношение к себе арабских ученых, а позже
и европейских медиевистов. Однако тщательная проверка данных позволяет
утверждать, что более чем двухсотдневный путь путешественника до столицы
«китайского царя» описан очень объективно и сравнительно полно. Описываются и
степные, пустынные, незаселенные просторы и религиозные центры буддийские,
языческие и торговые места, где происходила разгрузка караванов, а также
местности, изобилующие естественными месторождениями и россыпями различных
минералов, драгоценных камней.
Абу
Дулаф описывает столицу «китайского царства». По всей видимости, он побывал в
Китае в так называемый период Пяти династий и, скорее всего, посетил один из
северных столичных центров страны, находящихся в трех днях пути от Великой
китайской стены. Описанный им город с системой каналов, обеспечивающих
водоснабжение и канализацию, четкой планировкой параллельных улиц, сходящихся к
дворцу, оборонительными стенами, снабженными воротами, вполне передает
впечатление от предсунской китайской городской архитектуры.Как и в других
арабских средневековых источниках, Абу Дулаф описывает свою встречу с
«китайским царем» и подробный разговор с ним о нравах и жизни его царства.
Дальнейшее путешествие из Китая в Индокитай и Индию проходило уже на морских
судах. (с) П. Кожин
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru
|